ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ОБЪЯВЛЕН КОНКУРС «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕРТЕП»
«Вечность и время» — По Руси вновь идут крестные ходы
ЖИТИЕ И СТРАДАНИЕ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ
О воспитании детей, о толерантности. Прот. Всеволод Чаплин
Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции
ПАТРИАРХ ИЛИЯ II РАССКАЗАЛ О ЧУДЕ, ПРОИЗОШЕДШЕМ С ЕГО МАМОЙ
4 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИОАСАФА, ЕПИСКОПА МОГИЛЕВСКОГО И МИНСКОГО
Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). СЛОВО В ДЕНЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Священномученик Фаддей (Успенский). В день Введения во храм Пресвятой Богородицы
ВХОДИЛА ЛИ БОГОРОДИЦА ВО ХРАМ? ИСПОВЕДЬ СОМНЕВАВШЕГОСЯ
Св. праведный Иоанн Кронштадтский. СЛОВО В ДЕНЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
100-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ. «РУССКИЕ НЕ СДАЮТСЯ»
ВЕРА НАША ПРАВОСЛАВНА. Сербская песня.
Фильм о священномученике Павлине (Крошечкине)
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к Полноте Русской Православной Церкви
700-летие преподобного Сергия Радонежского
О стоянии в Истине. Из слов митрополита Иоанна (Снычева)
Патриарх отвечает на вопросы молодежи
ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ МЕЖДУНАРОДНОГО СЪЕЗДА ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОДЕЖИ Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). СЛОВО В ДЕНЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Священномученик Фаддей (Успенский). В день Введения во храм Пресвятой Богородицы
ВХОДИЛА ЛИ БОГОРОДИЦА ВО ХРАМ? ИСПОВЕДЬ СОМНЕВАВШЕГОСЯ
Св. праведный Иоанн Кронштадтский. СЛОВО В ДЕНЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ТРОПАРЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, глас 4
Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения// Зиждителева исполнение.
«ОДУШЕВЛЕННЫЙ ХРАМ»
Введение во Храм Пресвятой Богородицы — это второй двунадесятый богородичный праздник православного церковного года. Он продолжает тему праздника Рождества Богородицы и совершается сейчас в Русской Церкви 4 декабря (21 ноября по ст. ст.). В его основе лежит одноименное событие из детства Девы Марии, заимствованное из древнехристианских апокрифических памятников «История Иакова о рождении Марии», или «Протоевангелие Иакова» (II в.) и «Евангелие
«…Дитя достигло трехлетнего возраста, и сказал Иоаким [отец Марии]: „Позовите непорочных дев еврейских, и пусть возьмут светильники и зажгут их, и пусть не обращается на
зад Дитя, и дух Ее да не отделится от Дома Божия“. И девы сделали так, и вошли в Храм. И первосвященник принял Дитя, поцеловал Ее и сказал: „Мария! Господь дал величие имени Твоему во все роды, и в конце дней Господь проявит в Тебе цену искупления сынов Израилевых“. И он поставил ее на третью ступень жертвенника, и Господь Бог излил милость Свою на Нее. … Пошли родители Ее (домой), дивясь и славя Бога, что Дитя не обернулось к ним. Мария воспитывалась, как голубица, в Храме Господнем, и принимала пищу из рук ангелов» (гл. 7–8).
Средневековые интерпретаторы этого сказания добавляют, что первосвященник (а им провиденциально оказался сам Захария, будущий отец Иоанна Крестителя!) даже ввел Марию в сокровеннейшую часть Храма — во Святая Святых. Пресвятой Деве было предоставлено помещение в одном из зданий, примыкавших к Храму, где Она и воспитывалась до четырнадцатилетнего возраста, считавшегося у древних евреев совершеннолетием.
Конечно же, это апокрифическое сказание оценивается христианскими богословами не в историческом плане (знаменательно, что оно и не входит в канонические Евангелия) , но исключительно в богословском,
Дева Мария готовилась стать «Одушевленным Храмом» (как Ее называют праздничные песнопения), Богородицей, поэтому Ее чистота и святость не только безусловно соответствовали величию Святого Святых, но несравнимо его превышали.
Появление праздника (не ранее
Восточная и западная иконография праздника совпадает в основных чертах. Существуют изображения принесения ангелом пищи и пития Деве Марии во Храм, но чаще всего живописуется, с различными вариантами, сцена представления Марии ее родителями первосвященнику, почтительно пред ней склоняющемуся (например, фреска преп. Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире). Особенно многочисленны изображения Марии, самостоятельно восходящей по пятнадцати высоким храмовым ступеням, к вящему удивлению собравшихся в храмовом дворе священников, левитов и простых людей. Там, наверху, пред входом в храмовое Святилище, Ее торжественно встречает благословляющий первосвященник. При этом Дева Мария чаще всего живописуется старше трехлетнего возраста. Ее престарелые родители стоят у подножия лестницы вместе со всеми, или же следуют за девочкой, или даже (что противоречит апокрифическим сказаниям) помогают Ей взойти вверх по ступеням.