ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

ОБЪЯВЛЕН КОНКУРС «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕРТЕП»

«Вечность и время» — По Руси вновь идут крестные ходы

ЖИТИЕ И СТРАДАНИЕ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ

О воспитании детей, о толерантности. Прот. Всеволод Чаплин

Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции

ПАТРИАРХ ИЛИЯ II РАССКАЗАЛ О ЧУДЕ, ПРОИЗОШЕДШЕМ С ЕГО МАМОЙ

4 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИОАСАФА, ЕПИСКОПА МОГИЛЕВСКОГО И МИНСКОГО

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). СЛОВО В ДЕНЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Священномученик Фаддей (Успенский). В день Введения во храм Пресвятой Богородицы

ВХОДИЛА ЛИ БОГОРОДИЦА ВО ХРАМ? ИСПОВЕДЬ СОМНЕВАВШЕГОСЯ

Св. праведный Иоанн Кронштадтский. СЛОВО В ДЕНЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ

К 100-летию начала Первой мировой войны. Документальный фильм «Император Николай II — главнокомандующий Российской армией»

100-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ. «РУССКИЕ НЕ СДАЮТСЯ»

ВЕРА НАША ПРАВОСЛАВНА. Сербская песня.

Фильм о священномученике Павлине (Крошечкине)

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к Полноте Русской Православной Церкви

700-летие преподобного Сергия Радонежского

О стоянии в Истине. Из слов митрополита Иоанна (Снычева)

Патриарх отвечает на вопросы молодежи

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ МЕЖДУНАРОДНОГО СЪЕЗДА ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОДЕЖИ Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). СЛОВО В ДЕНЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Священномученик Фаддей (Успенский). В день Введения во храм Пресвятой Богородицы

ВХОДИЛА ЛИ БОГОРОДИЦА ВО ХРАМ? ИСПОВЕДЬ СОМНЕВАВШЕГОСЯ

Св. праведный Иоанн Кронштадтский. СЛОВО В ДЕНЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ТРОПАРЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, глас 4

Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения// Зиждителева исполнение.

«ОДУШЕВЛЕННЫЙ ХРАМ»

Введение во Храм Пресвятой Богородицы — это второй двунадесятый богородичный праздник православного церковного года. Он продолжает тему праздника Рождества Богородицы и совершается сейчас в Русской Церкви 4 декабря (21 ноября по ст. ст.). В его основе лежит одноименное событие из детства Девы Марии, заимствованное из древнехристианских апокрифических памятников «История Иакова о рождении Марии», или «Протоевангелие Иакова» (II в.) и «Евангелие Псевдо-Матфея» (латинская версия детства Девы Марии и Иисуса, сложившаяся к IX—X вв., но основанная на более ранних «евангелиях детства»). Прочтем отрывок из первого памятника.

«…Дитя достигло трехлетнего возраста, и сказал Иоаким [отец Марии]: „Позовите непорочных дев еврейских, и пусть возьмут светильники и зажгут их, и пусть не обращается на
зад Дитя, и дух Ее да не отделится от Дома Божия“. И девы сделали так, и вошли в Храм. И первосвященник принял Дитя, поцеловал Ее и сказал: „Мария! Господь дал величие имени Твоему во все роды, и в конце дней Господь проявит в Тебе цену искупления сынов Израилевых“. И он поставил ее на третью ступень жертвенника, и Господь Бог излил милость Свою на Нее. … Пошли родители Ее (домой), дивясь и славя Бога, что Дитя не обернулось к ним. Мария воспитывалась, как голубица, в Храме Господнем, и принимала пищу из рук ангелов» (гл. 7–8).

Средневековые интерпретаторы этого сказания добавляют, что первосвященник (а им провиденциально оказался сам Захария, будущий отец Иоанна Крестителя!) даже ввел Марию в сокровеннейшую часть Храма — во Святая Святых. Пресвятой Деве было предоставлено помещение в одном из зданий, примыкавших к Храму, где Она и воспитывалась до четырнадцатилетнего возраста, считавшегося у древних евреев совершеннолетием.

Конечно же, это апокрифическое сказание оценивается христианскими богословами не в историческом плане (знаменательно, что оно и не входит в канонические Евангелия) , но исключительно в богословском, символико-назидательном аспекте. Хорошо известно, что «Святое Святых» (своего рода «алтарь») Иерусалимского храма — единственного в дохристианские времена святилища, посвященного Истинному Богу, — было местом, скрытым не только от простых людей, но даже и от рядовых священников. Лишь один раз в год, в День Очищения (праздник «Йом кипур», 10-й день осеннего месяца Тишри), туда входил первосвященник с жертвенной кровью, приносимой им за себя и за «грехи неведения» всего Израиля.

Дева Мария готовилась стать «Одушевленным Храмом» (как Ее называют праздничные песнопения), Богородицей, поэтому Ее чистота и святость не только безусловно соответствовали величию Святого Святых, но несравнимо его превышали.

Появление праздника (не ранее VI—VII вв.) вызвано логикой развития христологии (учения о равночестном соединении двух природ воплощенного Логоса) и мариологии (учения о Деве Марии как о Богородице, как о соучастнице дела спасения человечества). Об этом хорошо пишет о. Александр Шмеман. «В эпоху, когда Церковь в напряжении всех своих духовных сил „возрастала“ в понимании Человечества Христова, она не могла не включить в это созерцание образа и Той, от Кого Христос получил Свое Человечество, Свое Тело. Если Своим Храмом Бог отныне избрал Человека, то в особом и самом буквальном смысле таким Храмом Бога была Дева Мария: „ибо Рожденное от Нее Свято есть“». Тем не менее, в основе праздника все-таки «лежит несомненный исторический факт: вхождение Девы Марии, как каждой еврейской девушки, во Иерусалимский храм» (разумеется, только в храмовый «Двор женщин»! — Ю. Р.). Но в богослужебных текстах праздника это неприметное для современников Марии событие «обрастает постепенно поэтическими или символическими подробностями, подчеркивающими тот смысл, который увидела в нем Церковь. …То же самое можно сказать и о других богородичных праздниках» .

Восточная и западная иконография праздника совпадает в основных чертах. Существуют изображения принесения ангелом пищи и пития Деве Марии во Храм, но чаще всего живописуется, с различными вариантами, сцена представления Марии ее родителями первосвященнику, почтительно пред ней склоняющемуся (например, фреска преп. Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире). Особенно многочисленны изображения Марии, самостоятельно восходящей по пятнадцати высоким храмовым ступеням, к вящему удивлению собравшихся в храмовом дворе священников, левитов и простых людей. Там, наверху, пред входом в храмовое Святилище, Ее торжественно встречает благословляющий первосвященник. При этом Дева Мария чаще всего живописуется старше трехлетнего возраста. Ее престарелые родители стоят у подножия лестницы вместе со всеми, или же следуют за девочкой, или даже (что противоречит апокрифическим сказаниям) помогают Ей взойти вверх по ступеням.