От Матрицы к Лествице. Иеромонах Димитрий (Першин)

Что случилось с лягушкой Эзопа, раздувшейся в быка?

В ряде русских сказок мы встречаем сюжет о лягушке, которая либо перевозит главного героя через огненную реку, либо состязается с быком и буйволом в том, кто больше. Первая история встречается нам в сказке про стрельца, которому поручили найти «то, не знаю, что». А второй сюжет — древний, из басни — описывает, как лягушка попыталась сравняться с быком.

И там, и там лягушка надувается. В одном случае она переносит героя через огненную реку, а в другом случае она, надувшись, лопается.

Сюжет этот неслучаен. Мораль этой Эзоповской басни очень точно подходит к четвертой седмице поста, когда мы совершаем память преподобного Иоанна Лествичника, потому что как в одном детском анекдоте, каждый из нас может вслед за такой лягушкой сказать нечто очень важное о себе. Помните, лягушку спрашивают: «Лягушка, а что ты такая зеленая и склизкая?» Лягушка отвечает: «Это я болею. Вообще я розовая и пушистая».

Так вот, каждый из нас — и я первый — думает о себе, что он белый и пушистый, весь из себя симпатичный, глаз не отвести. А на самом деле все мы склизкие и зеленые, или, как говорит Господь, адресуя свои слова одному из епископов ранней Церкви (мы читаем об этом в Апокалипсисе): «Ты нищ, и слеп, и наг». Ты думаешь, что у тебя все есть, что ты, как бы сейчас сказали, крутой, а ты нищ, слеп, наг. И гордиться тебе совсем нечем.

Оказывается, что каждый из нас находится в своеобразной матрице, в таком вымышленном иллюзорном мире, который создают его страсти и мысли о котором ему могут внушать бесы. И в этом иллюзорном мире человек занимает много места. Он хороший, он замечательный. А реально, если эти очки снять, очки иллюзий, то окажется, что мы нищие, и слепые, и нагие. Ничего у нас нет, и нам надо прикрыть свою наготу, омыть себя от слизи, от грязи — и облечься в одежду славы Божьей.

Когда мы сегодня вспоминаем о том, что эта неделя Великого поста посвящена памяти святого Иоанна Лествичника, мы понимаем, что у нас есть книга-свидетельство. Есть история души человеческой, история подвига, который показывает нам, как вырваться из матрицы, из этого иллюзорного мира, вернуться к себе самим, увидеть себя в том состоянии падшем, немощном, в котором мы находимся. Разобраться в том, какие именно болезни и как нас поражают, вдуматься, вслушаться в советы, которые дает преподобный Иоанн, и начать свой путь по этим ступеням лествицы, восходя к себе самим, восходя к замыслу о нас.

Дело в том, что Господь о каждом человеке имеет замысел. В этом замысле мы не разрушены грехом, не разваливаемся на части в страстях, не погибаем — мы преподобные, то есть, вместившие в свою человеческую природу, в свою личность — уже не человеческую, не тварную, божественную природу, божественную славу.

И преподобный Иоанн Лествичник учит, показывает, как нам, преодолевая разные страсти, стать способными к тому, чтобы общаться с Богом. И мы смотрим и читаем, как древние монахи и подвижники спасали свою душу, шли к Богу. Мы понимаем, что сейчас мы можем точно так же перестать циклиться на своих проблемах, обижаться, стремиться к земным наслаждениям. Уже сейчас мы можем быть окрыленными благодатью Божьей, помощью Божьей, знанием о том, что Бог милостив, и мы можем сделать свой шаг навстречу Спасителю.

Иоанн Лествичник, игумен горы Синайской, в одном случае в своей книге обращается к текстам Оригена, который к тому времени был уже осужден как еретик. Тем не менее его учение о том, что Господь спасет всех, оказывается необходимым для преподобного Иоанна Лествичника, чтобы одну очень важную мысль до нас донести.

Он говорит:

«Смотри, если ты собираешься согрешить, вспомни о том, что Бог строг, что будет суд, и он будет страшным, и будет наказание за грех. Но если ты согрешил, и тебя душит уныние, и опускаются руки, ты не можешь сделать даже шага навстречу правде, добру, вот тогда вспомни об этом еретике Оригене, который учил, что Бог всех спасет, даже если человек этого не хочет. Вспомни о нем. Вспомни о том, что Бог есть любовь. Начни сво
й путь».

Обычно происходит подмена: когда мы собираемся грешить, мы себя убеждаем в том, что Бог есть любовь, поэтому давайте мы согрешим. А вот как мы согрешили, тот же самый лукавый дух, который нам нашептывал, что Бог — любовь и милость, говорит: «Нет, Бог — это суд, Бог — это наказание. Греши дальше и погибай».

Один из советов преподобного Иоанна: нам надо поменять ситуацию. Когда ты грешить собираешься, вспомни о суде, а уж если согрешил, вспомни, что Бог есть любовь, поднимайся и иди дальше. И в какую бы яму мы ни свалились, из нее всегда есть выход вверх по тем ступеням лествицы, о которых Иоанн Лествичник пишет в своей знаменитой книге и к которым нас подводит Великий пост.