Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба
Свидетельство означает мученичество
Мы совершаем память первых прославленных в русской Церкви святых — благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Они избраны Господом, чтобы с самого начала прообразовать весь ее путь — до святых царственных страстотерпцев и мучеников и далее их. Святые Борис и Глеб — родные братья, дети святого равноапостольного великого князя Владимира. Мученическую кончину они приняли от руки своего старшего брата — Святополка. С одной стороны, мы видим, что Крещение Руси не было
Но главное наше размышление сегодня о тайне проповеди Церкви. Проповедь Церкви — с самого начала определяет ее служение. «Как послал Меня Отец, так Я посылаю вас», — говорит апостолам Победитель смерти и ада Христос. И это слово Воскресшего Христа, как и присутствие Его в Церкви, — до скончания века. Через апостолов, через всех древних и новых мучеников, через всех святых Господь продолжает Свою проповедь о торжестве жизни, для которой создан человек. Вот почему подвиг святых Бориса и Глеба достигает самых последних времен.
Подвиг этих святых — напоминание нам, в чем заключается сила проповеди Церкви во все времена, и особенно в наши дни. «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным», — говорит апостол Павел (1 Кор. 4: 2). От святых благоверных князей как будто не требовалось отречения от веры, но они — мученики за веру, истинные ученики Христовы. Такие, какими показаны они в Евангелии сегодняшнего праздника. Речь идет о первых учениках Христовых. И о самых последних.
Ученики избраны. Они должны идти и принести плод. Они посланы в мир. Здесь они должны принести плод. Но мир — это тьма, в которой светит свет. По своей природе мир противостоит проповеди, на которую они посланы. Почему так происходит, если эта проповедь — о любви? Любовь, связующая Христа с Отцом Небесным и учеников со Христом, означает совершенное отвержение себя даже до смерти. Вот почему она абсолютно не приемлется миром, для которого полнота жизни — это то, что, оттесняя других, надо своими собственными силами взять. Самоутверждение должно с неизбежностью ненавидеть и отвергать самоотречение, как мы видим на примере окаянного Святополка и его святых братьев. Но еще прежде по этой причине мир возненавидел и отверг Христа, не оставив Ему на земле никакого места, кроме Креста. Постольку, поскольку ученики — возлюбленные Господа, которых Он избрал и соединил с Собою, они должны разделить с Ним такое же отвержение. Они должны будут взять свой крест и последовать за Ним. Потому христиане не должны удивляться, когда их отвергают и ненавидят. Скорее у них должно вызывать тревогу, когда мир находит их своими, ибо мир любит свое. «Горе вам, — говорит Христос, — когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6: 26). «Дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4: 4). Церковь, сливающаяся с миром, не может быть названа Христом обществом Его друзей. Печать Креста — знак, по которому будут узнаваться истинные друзья Господа.
Отвержение Христа — отвержение Пославшего Его. Как отверж
ение служителей Христовых — отвержение Христа. Когда Савл гнал учеников в Дамаске, он гнал Господа. И когда Христос был отвергаем, отвергался Бог Отец. И это было, потому что мир не познал Отца. Падшее человеческое естество ищет утверждения себя, и потому не может само познать ни Отца, слава Которого заключается в отдаче Себя, ни Сына Единородного, являющего эту славу во всецелой отдаче Себя Отцу. Слава, как понимает ее мир, это собственное достижение. Но слава Божия — это самоотдача. Потому мир не знает истинной славы. И это незнание — не невинное незнание. В этом незнании не было бы вины, если бы свет не воссиял во тьме. Но слова Господа и Его дела открывают истинный свет. Однако, слыша эти слова и видя эти дела, люди отвергли Христа, и, поступая так, отвергли Того, от Кого Он пришел. В этом их вина. И они «не имеют извинения во грехе своем» (Ин. 15, 22). Вне того, что Бог совершил во Христе, нет оснований говорить о неисцелимой греховности человеческого естества. Без света Христова невозможно
«И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками, — говорит Христос. — Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф.10,18–20). Дух Святой говорит устами святого князя Бориса, когда убийцы приближаются к его шатру: «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец» и «совершенная любовь изгоняет страх». Дух Святой говорит устами юного князя Глеба, вспоминающего перед мученической кончиной слова Спасителя: «Меня ради возложат на вас руки, и преданы будете родом и други, и брат брата предаст на смерть». Тот же Дух Святой спустя несколько веков будет говорить через святого страстотерпца царя Николая: «Зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но не зло победит, а любовь». Ненависть и отвержение мира не должны вызывать у учеников смятение и уныние. Наоборот, они должны возрадоваться и возвеселиться, потому что это дает им возможность явить свою верность Богу и всецелое доверие Ему. Здесь утверждение их принадлежности Христу. Так открывается всесильное свидетельство Духа истины. Сам Дух свидетельствует, и ученики, в той мере, в какой они причастны Ему, являются свидетелями. Слово «мартириа» — «свидетельство» — во всей истории Церкви означает прежде всего страдания, мученичество и только потом — проповедь. Писание непрестанно напоминает, что приводить мир к познанию Христа таким, каков Он есть, — не человеческое, а Божие дело. «Плоть и кровь» никогда не могут познать Его как Господа. Это всегда чудо Божией благодати. И никогда не есть непосредственный результат даже самой впечатляющей «проповеди», ибо никто не может придти ко Христу, если не привлечет его Отец (Ин. 66: 44). Слова, дела и более всего страдания христиан будут средством, через которое передается свидетельство. Но настоящим Свидетелем будет Дух Святой, поскольку Он Дух Отца и Дух истины.
Ученики были избраны и призваны Господом «сначала» (Ин. 15: 27). Они пребыли с Ним
в Его напастях (Лк. 22: 28). Он сохранил их от зла (Ин. 17: 15). Как возлюбленные Его, они примут в своей жизни ненависть, которую мир направляет против Него. Но Святой и Жизнеподательный Дух Божий «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса» (Рим. 8: 11) пребудет в них. Их жизнь, их слова, их дела, их страдания будут, таким образом, тем, через что Всесильный Дух являет Свое свидетельство в сердцах и умах людей. Так что они
Протоиерей Александр Шаргунов
ruskline.ru