Священномученик Фаддей (Успенский). Слово в день Рождества Иоанна Предтечи
Светлый и радостный праздник установила, братие, святая Церковь в честь святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Светло он праздновался прежде у русского народа, светло празднуется во многих местах и ныне. Что же особенно радостного в празднуемом ныне событии рождении Предтечи и о чем оно особенно должно напомнить нам? В частности, о чем явление великого духом жителя пустыни должно напоминать современным людям, видящим залог обновления жизни, как отдельных людей, так и всего общества, в преобразовании внешних форм жизни общественной, считающим даже совершенно бесплодным в этом отношении призыв людей к нравственному обновлению (таковы, например, социалисты Зомбарт и др.)?
Святой Иоанн Предтеча явился, прежде всего, как проповедник покаяния. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», — так он начал свою проповедь в пустыне (Мф.3:2). Покайтесь, перемените свои мысли и настроение, приидите в чувство неправды путей ваших, «перестаньте делать зло, научитесь делать добро» (Ис.1:16–17)! Без этой внутренней перемены, без очищения сердца от зла не может быть благосостояния ни личного, ни общественного. Пусть иной человек долго бывает счастливым и благоденствует, совсем не думая о покаянии, об очищении своей совести, но приидет время, и последняя заговорит. И вот тогда человек, не желавший добровольно оглядываться назад, сверять с голосом совести пути своей жизни и каяться в своих неправдах, принуждается против воли делать это: он разочаровывается в том, в чем находил счастье, охлаждается ко всему, испытывает в душе
Другой призыв великого пророка — это «сотворить…. плоды покаяния» (Мф.3:8). Плоды покаяния — это дела любви. «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк.3:11). Как часто представляется случай совершать эти дела милости и всем нам, и как часто мы, однако, под разными предлогами их не делаем. А иные даже, чтобы найти себе извинение, ссылаются на вред благотворения отдельным людям, признавая полезною только общественную благотворительность, так как только последняя устраняет самые причины людской нищеты и горя. Но ведь если иметь в виду общество в его целом, то в нем причины бедности и страданий могут быть устраняемы лишь крайне медленно и постепенно; а пока они не будут устранены, возможны только частичные попытки общественной благотворительности или опыты устройства общества на новых началах3); такие частные опыты создают разве только как бы оазисы в пустыне (
ечи Господня творить дела любви, но и в отношении ко всему обществу: не слышим ли теперь постоянный призыв и в обществе к тому, чтобы люди, облеченные большими правами, уступали часть их бесправным, люди, обладающие большим количеством благ (например, земельными угодьями), уступали не обладающим последними в достаточной мере. Но и в этом случае пусть будет памятным современным людям путь к уравнению в означенных благах, указанный святым Пророком и Предтечей Господа: «ничего не требуйте более определенного вам… никого не обижайте, не клевещите» (Лк.3:13–14). А ныне как часто не только обижают, но и прямо убивают, как часто (в газетах и помимо их) клевещут, особенно против богатых и власть имущих, как часто требуют того, что не определено законами не только нашего отечества, но и почти всех других стран мира. Итак, не к насильственному уравнению призывает великий пророк общество, а к добровольной уступчивости. Пусть проявит ее и наше общество во время предстоящих преобразований, особенно люди, обладающие различными благами в большей мере по сравнению с прочими, когда потребует государство для общего благосостояния отечества. Да даст Бог дерзновение и святой Церкви, памятуя о дерзновении святого Иоанна Предтечи, обличавшего Ирода царя, заступаться за людей бесправных и неимущих пред теми, от кого зависит устроить благосостояние последних! Но пусть пастыри Церкви более, чем другие общественные деятели, помнят, что им должен быть чужд призыв к насильственному образу действий одной части общества против другой, тем более против властей. Святой Иоанн Предтеча, правда, дерзновенно обличал самого Ирода царя за его неправды, но ведь он, даже пользуясь любовью народа, никогда не призывал его к насилию: напротив, он заключен был в темницу и усечен мечом за свои обличения.
Наконец, явление в мире Иоанна Предтечи напоминает нам о явлении благодати.
Он, «больший… из рожденных женами», однако, был менее сынов Царствия Христова по дарам благодати (Мф.11:11), ибо только они по явлении на земле Слова, «исполненного благодати и истины», восприяли «благодать на благодать» (Ин.1:14, 16). Мы, сыны Царствия Христова, узрели очами Учителя истины кроткого, долготерпеливого, понесшего на Себе наши немощи и болезни (Мф.8:17; Ис.53:4), возлюбившего нас до конца (Ин.13:1), положившего за нас душу Свою (Ин.15:13) и запечатлевшего любовь Свою смертью крестною. Вот явление благодати. Предтеча Господень еще во чреве матери взыграл, предощущая это радостное явление, и впоследствии радостию радовался, слыша самый глас Женихов (Лк.1:44; Ин.3:29). Не должен ли образ подобного Учителя наполнить радостью и наше сердце, как исполнилось ею Иоанново, и побудить нас, вошедших в это царство, «поступать так, как Он поступал» (1Ин.2:6), ибо в этом залог нашего счастия личного и благосостояния общественного? По слову Господа, «от дней Иоанна Крестителя» люди «с усилием» стали «восхищать» это царство (Мф.11:12). А мы стремимся ли усиленно восхищать его, хорошо ли даже сознаем, сколь дорого звание христиан, которое носим, и сколь великих даров благодати сделались мы обладателями? Как часто мы отступаем от этого звания своего по причине соблазнов житейских, не говоря уже, например, о заключении в темницу подобно Иоанну, где он жил не как в «чертогах царских» и не в «мягкие одежды» одевался (Мф.11:8)! Сколь многие из нас, вероятно, отступили бы от Христа, если бы пришлось самым делом страдать за Него! А ведь многим уже и приходится страдать за верность Христу от общества, которое в наше время все более и более идет по пути отступления от Христа, от образа Его жизни, исполненной кротости и любви.
Да усилится же и наше стремление в Царство Христово, потщимся и мы усиленнее восхищать его, чаще вдохновляясь здесь (в храме) молитвою, изглаждая, по наставлению святого Предтечи, неправды из души посредством покаяния, творя плоды покаяния — чрез дела любви «по силе, какую дает Бог» (1Пет.4:11), служа нелицемерно Христу и исполняясь чрез то покоем души и радостью, которая будет сопровождать нас в жизнь будущего века, или проповеданное Иоанном Царствие Небесное! Аминь.
1) Сок
ращения при указании источника:
ВлЕВ — Владикавказские ЕпархиальныеВедомости
ВЕВ — Волынские ЕпархиальныеВедомости
ОЕВ — Олонецкие ЕпархиальныеВедомости
УЕВ — Уфимские ЕпархиальныеВедомости
2) Произнесено в Петропавловском соборе г. Петрозаводска 24 июня 1906 года. (ОЕВ. 1906. № 13. С. 499–501.)
3) Например, Крестовоздвиженское Трудовое Братство
azbyka.ru