Пресс-конференция, посвященная общецерковному Дню трезвости
11 сентября в зале собраний Могилевского епархиального управления состоялась
В
Все желающие участвовать в братстве православных трезвенников и развивать в Могилеве и на Белой Руси трезвенную жизнь могут позвонить по тел.+375293368737
Из выступления Михаила Чичерова:
» В наши дни алкогольная эпидемия сотрясает наше общество и преждевременно уносит жизни тысяч белорусов, угрожая демографической безопасности нашей страны. Почти 200 000 граждан Беларуси состоят на наркологическом учете в связи с алкоголизмом, около миллиона белорусов, по данным Минздрава, злоупотребляют алкоголем. По данным МВД, каждое третье бытовое преступление, в том числе 80% убийств, совершаются под влиянием алкоголя. Алкоголь несет горе и домашнее насилие в семьи, брак и травматизм на производство, невосполнимо поражает генофонд нации. Масштабы потребления алкоголя только по официальным цифрам проданного спиртного достигли рубежа 12 литров в год на каждого белоруса — старика и младенца — и в 1,5 раза превышают предельный уровень в 8 литров, за которым, по данным Всемирной организации здравоохранения, начинается необратимое угасание этноса.
Давайте сравним цифры и ужаснемся. За 10 лет войны в Афганистане погибло 772 наших соотечественника. А от алкоголя ежегодно погибают около 1500. Брошенные дети, старики, разрушенные семьи — это все грани той же проблемы. Если ситуация не изменится — у нашей страны нет будущего.
Пока в сознании наших сограждан будет крепко сидеть мысль «праздник без бутылки — не праздник», социальные проблемы будут только нарастать. Слепляясь в огромный растущий ком, они грозят похоронить под собой наше будущее — молодежь. Надо разорвать устойчивую ассоциацию «праздник — пьяное веселье».
В этой связи знаковым и давно ожидаемым событием явилось то, что 25 июля 2014 года на заседании Священного синода Русской Православной Церкви принято решение возобновить общецерковное празднование Дня трезвости в этот день, 11 сентября.
Сегодня все понимают, что алкогольная угроза — это угроза будущему нашего народа. Многие ждут
Но также нужно понимать, что главным в борьбе с пьянством в настоящих условиях может быть только личный свободный выбор каждого человека и утверждение трезвого и здорового образа жизни как нормы бытия! Нормы для себя, своей семьи, своей страны!
Трезвость — не чужда нашему народу. Практически трезвыми были наши славянские дохристианские предки. Алкоголь употреблялся несколько раз в год ритуально в дни, привязанные к сельскохозяйственному циклу. Употреблялась сурья — мед, настоянный на травах и забродивший на солнце. Женщине употреблять алкоголь запрещалось на протяжении всей жизни.
Трезвость всегда поощрялась и православной Церковью. Трезвыми, не употребляющими алкоголь, были многие святые, просиявшие на Руси. Среди них, наверное, наиболее известный — Серафим Саровский, который завещал своим ученикам: «Не имейте в дому своём не только вина, но&nbs
p;даже и посудины винной». В дореволюционной Руси были широко распространены общества трезвости при храмах, В 1912 году их число достигло 2 тысяч.
Трезвение — одна из важнейших христианских добродетелей. Это путь к Богу, предполагающий постоянное духовное бодрствование, наблюдение за своими мыслями, чувствами, поступками. Творить добрые дела, иметь чистые мысли, смотреть на мир ясным взглядом и видеть во всем Волю Божию. Как сможем бодрствовать, если одурманиваем алкоголем свое сознание? Сохраняя трезвость, мы делаем первый шаг на пути к трезвению.
Нельзя из сказанного делать вывод, что употребление спиртного греховно само по себе. Грех гнездится не в веществе (каким бы оно ни было), а в сердце человека: «Ибо из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека…» (Мф. 15. 19,20). Так и в пьянстве виновато не вино, а сам человек, сердце которого наполнено безверием, отсутствием страха Божия, нечестием, невоздержанием, распущенностью, расслаблением душевных сил. Хотя вино и не греховно, тем не менее, оно действует как средство, помогающее проникнуть страстям в душу человека. Трезвому человеку совесть препятствует в совершении беззакония, а после вина совесть притупляется, открывая дорогу всем видам греховного поведения.
Осознавая глубину проблемы, наша инициативная группа последние годы работает над утверждением в обществе культуры трезвости и ограничением доступности алкогольных изделий. Через Могилевских депутатов Палаты представителей разработаны и переданы в Парламент предложения по изменениям и дополнениям в законодательные акты Республики Беларусь, направленные на противодействие алкоголизации нашего народа.
В настоящее время есть благословение Преосвященного Софрония на создание при Могилевской епархии православного братства «Трезвение». Для этого мы создали инициативную группу.
НЕКОТОРЫЕ ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ и ответы на них.
Почему именно трезвость? Разве нельзя употреблять спиртное «культурно», «умеренно»?
Любое вещество, вызывающее наркотическую зависимость, можно употреблять умеренно. Но лишь
Почему тему трезвости поднимает не государство, а именно церковь?
Наметки трезвости есть и в действующих государственных программах и законах. Так, нормой является трезвость для детей, беременных, водителей за рулем и некоторых других категорий населения. Но в целом трезвость государством, к сожалению, активно у населения не формируется и не поощряется. Пропагандируется так называемое «культурное» питие. Церковь же, заботясь в первую очередь о духовном здоровье общества, более глубоко, вероятно, осознает опасность алкоголя и пользу воздержания от спиртного как нормы жизни».