СИЯ СУББОТА ЕСТЬ ПРЕБЛАГОСЛОВЕННАЯ, В НЕЙ ЖЕ ХРИСТОС УСНУВ ВОСКРЕСНЕТ ТРИДНЕВЕН

Чудо схождения Благодатного Огня

Святитель Иннокентий Херсонский. Слова в Великую Субботу

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК

ВЕЛИКАЯ СРЕДА

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

БЛАГОСЛОВЕННАЯ СУББОТА

Чудо схождения Благодатного Огня

Архиеп.Аверкий (Таушев). Изъяснение четвероевангелия. О последних днях земной жизни Господа Иисуса Христа

7 апреля — БЛАГОВЕЩЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына; востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающыя

СИЯ СУББОТА ЕСТЬ ПРЕБЛАГОСЛОВЕННАЯ, В НЕЙ ЖЕ ХРИСТОС УСНУВ ВОСКРЕСНЕТ ТРИДНЕВЕН

Утреня Великой субботы обычно служится в пятницу вечером. Она начинается с пения «Бог Господь…», тропаря «Благообразный Иосиф…» и следующих тропарей:
«Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершыя от преисподних воскресил еси, вся Силы Небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе».
«Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична (то есть миро, благовоние, подобает мёртвым), Христос же истления явися чуждь».
Потом поется 118-й псалом с припевами или стихами новозаветных песнопений, называемыми «непорочные».
Этот псалом является словесной иконой Иисуса Христа как Праведника, Чья жизнь находится в руках Божиих и Кто поэтому не может остаться мертвым.
А «непорочные» прославляют Христа Бога, как «Воскресение и Жизнь» и дивятся Его смиренному нисхождению в смерть. В Нем сливаются воедино совершенная любовь человека к Богу и совершенная любовь Бога к человеку.
И именно эту божественно-человеческую любовь мы созерцаем и славим у гроба Спасителя.
Постепенно «непорочные» делаются все короче, все более сосредоточиваясь на конечной победе Господа, и так подходят к полному своему завершению:
«Возжелал спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение Мое есть.
Ужасаются умы странного и ужасного Тебе, всех Создателя, погребения.
Жива будет душа Моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твои помогут Мне. Излияша на гроб мироносицы мира, зело рано пришедшыя.
Заблудих яко овча погибшее, взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забыв.
Мир Церкви, людем Твоим спасение даруй востанием (то есть воскресением) Твоим (Пс. 118,174–176 и соответствующие этим стихам «непорочные»).
После прославления Святой Троицы храм освещается, и провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу.
В это время священник совершает каждение.
Так в первый раз отчетливо провозглашается благая весть нашего спасения в Воскресении Христовом.
Песнопения утреннего канона продолжают славить Его, Своею смертью победившего смерть.
Тут, тоже в первый раз, говорится, что эта суббота — воистину есть самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы.
«Сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув воскреснет тридневен. (Заключительная строка кондака и икоса.)
И, снова, канон завершается конечной победой Христовой:
«Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына; востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающыя».
Во время пения последующих стихир священник облачается в темные ризы и, с началом великого славословия, еще раз кадит гроб Спасителя.
Затем, повторяя «Трисвятую песнь», народ с зажженными свечами следует за ним, несущим Евангелие и Плащаницу. Торжественная процессия медленно обходит вокруг храма, свидетельствуя, что вся вселенная очищена, избавлена и восстановлена вхождением «Жизни мира» в смерть.
Когда народ опять входит в храм, хор еще раз поет тропари и читается пророчество Иезекииля о «сухих костях»:
«И узнаете, что я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших. И вложу в вас дух Мой, и оживете».
Победные строки псалмов, призывающих Бога восстать, развеять Своих врагов и возрадовать праведных, а также многократное пение «Аллилуйя» сопровождает Послание апостола Павла к Коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас». Евангелие о запечатывании гроба читается ещё раз, после ектеньи и благословения. Утреня заканчивается. Службы Великой субботы являются вершиной православной литургической традиции. Они — не драматическое разыгрывание исторических событий смерти и погребения Христа и не ритуальное изображение евангельских сцен, эти богослужения — глубочайшее духовное и литургическое проникновение в вечный смысл спасительных действий Христовых.
Вечерня Великой субботы служится вместе с литургией св. Василия Великого.
Эта служба принадлежит уже Пасхальному воскресенью. Начинается она обычным образом — с вечернего псалма, ектеньи, песнопений, следующих за 140-м псалмом и входом под пение вечерней песни «Свете тихий». Священник служит не перед престолом в алтаре, а стоя перед Плащаницей в середине храма.
После вечернего Входа, совершаемого с Евангелием, читаются пятнадцать отрывков из Ветхого Завета. Во всех них говорится о деле творения и спасения мира Богом, которое было завершено приходом обещанного Мессии. Кроме чтения о сотворении мира из Книги Бытия и об исходе евреев из Египта из Книги Исхода, читаются отрывки из пророчеств Исайи, Иезекииля, Иеремии, Даниила, Софонии и остается для каждого христианина ежегодным переживанием своих собственных смерти и воскресения с Господом.
Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6; 8–9).
Христос лежит мертвым, но Он жив. Он уже «попирает смертию смерть и сущим во гробех дарует живот». И нам больше ничего не остается, как прожить Благословенную субботу до конца, до того полунощного часа, когда пробьет начало Дня Господа нашего и придет эта ночь. Ночь, полная света, ночь, в которую мы провозгласим вместе с Ангелом:
Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен (Мк. 16, 6)

Прот. Илия Шапиро о богослужении в Благословенную Субботу

Наступает благословенная тишина Великой Субботы — дня, в который почил от земных трудов Своих Единородный Сын Божий. Его Божественная Душа сходит во ад, Его нетленное Тело предаётся гробу. Адова победа прогнася, гроб становится райским входом. Мы это знаем и об этом будем свидетельствовать миру в светоносную ночь Воскресения. А пока… пред нами уязвлённое ранами, бездыханное Тело Божественного Страдальца, которое являет Святая Плащаница.

Приснопамятный Иосиф уготованный себе гроб оставляет Учителю и Господу. И мы вместе с благообразным старцем-учеником проследуем от камня помазания до святой Кувуклии — с этих пор святейшего места во вселенной. Будем петь достойное погребальное Удостоившему нас совершить великое священнодействие — предать земле Тело Создателя. Начинаем утреню и вновь слышим — теперь уже во второй части шестопсалмия — Христово свидетельство: Живот Мой аду приближися… положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней… посадил Мя есть в темных, яко мертвыя века. По мирной ектении слышим уже предвещающее победу Того, «в Ком мы все победили»: Бог Господь, и явися нам… Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. И поются похвалы с 118-м псалмом. Сове
ршенно ясно, что слова псалма по преимуществу относятся ко Христу, Единому неложно могущему сказать: «Раб Твой есмь Аз». Похвальные же песни — о всём пережитом Господом, а с Ним и Матерью Божией, Иосифом, возлюбленным Иоанном.

Оставим слушающих собственным духовным слухом внимать благоговейному плачу Церкви, переходящему к концу похвал в тихую пока, но уже несомненную радость победы. И вот оно, долгожданное свидетельство воскресения: Ангельский собор удивися. И далее канон Великой Субботы — Волною морскою, — водворяющий священный покой в предвидении немеркнущей славы Распятого, Умершего и Воскресшего: Бездну Заключивый, мертв зрится, и смирною и плащаницею обвився, во гробе полагается яко смертный Безсмертный, жены же приидоша помазати Его миром, плачущия горько и вопиющия: сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен. Последний гимн канона — полное торжество Христовой победы: Да радуется тварь… враг бо пленися ад… Адама со Евою избавляю… и в третий день воскресну.

Воспеваем Свят Господь Бог наш и начинаем стихиры: Днесь содержит гроб Содержащаго дланию тварь… и ад трепещет… приидите видим Живот наш во гробе лежащ… отверзый врата райская человеком, Господи, слава Тебе.

«Слава Тебе, показавшему нам Свет», — возглашает Церковь и смиряется в крайней мере перед Смирившимся нас ради даже до смерти и гроба, с любовию припадает к Нему, носит и погребает, взывая жалобно: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. С траурным крестным ходом обходим храм, возглашаем «Премудрость, прости» (Божественная София — Сын Божий предаётся земле — станем благоговейно) и полагаем Плащаницу на прежнее место, которое теперь уже — Живоносный Гроб Господень. И внимаем великому пророчеству Иезекииля «о костях», становясь как бы свидетелями Предвечного Совета Пресвятой Троицы: Сыне Человечь, оживут ли кости сия? и рекох: Господи Боже, Ты веси сия… Сыне Человечь, прорцы на кости сия: …кости сухия, слышите слово Господне… се Аз введу в вас дух животен… и оживете, и увесте, яко Аз есмь Господь… прорцы, Сыне Человечь: …сия глаголет Адонаи Господь: се Аз отверзу гробы ваша, и изведу вас от гроб ваших, людие Мои… и дам Дух Мой в вас, и живи будете… глаголах, и сотворю, глаголет Адонаи Господь.

Наверное, это чтение — главное во всей службе: открываются врата вечности, и Церковь отзывается победно-пасхальным: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его! Вскоре и Евангелие засвидетельствует о немощной дерзости врагов, знаменающих камень с кустодиею. А мы снова припадём к Спасителю нашему, поклонимся «Страстем и Святому Воскресению».

Литургия Великой Субботы, конечно, запоминается торжественными входами, малым и великим, вокруг Плащаницы — свидетельством реальности происходящего здесь и сейчас. Ещё памятны многочисленные (всего их 15) чтения паремий — живые образы Божиих побед, совершившихся схождением к смерти и воскресением к жизни.

Апостол дня свидетельствует о соединении со Христом крестившихся приобщением Его смерти и воскресению. По окончании Апостольского чтения по пении Воскресни, Боже, суди земли — переоблачение храма и священнослужителей «в светлейший чин». Князь мира судом Христовым изгоняется вон, а мы узнаём из Святого Евангелия, как бы первые и как бы в первый раз — о воскресении, о вечной жизни, открывшейся миру Великой Жертвой. В благоговейном трепете слушаем песнь Величайшего Дня в году: Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным…

Причащаемся священной Снеди — Тела Преломлённого и Крови Излиянной за жизнь мира… И в Субботу умолкаем по заповеди…