Слово протоиерея Александра Шаргунова . «Исполни заповеди и будешь жить»

«Исполни заповеди и будешь жить». Тысячу раз мы это слышали и хорошо это знаем. И законник знал, и священник знал, и левит знал, и мы знаем. Так что же дальше? Еще раз — может, для кого-то в последний раз — долготерпеливый и милосердный Господь напоминает сегодня в Евангелии о том, что путь к Господу лежит через человека, через ближнего, как говорит Писание. Кто же этот человек, кто ближний? Тот, кого мы к себе приблизили, родные наши или иной кто?

Один человек, сказал Христос, шел из Иерусалима в Иерихон. По дороге на него напали разбойники, ограбили и бросили полуживого. Случилось мимо проходить иудейскому священнику, служителю Бога. Он остановился, посмотрел на несчастного, но, боясь за себя, поспешил дальше. И другой путник, тоже служитель Церкви, не помог раненому.

Но вот показался третий путник. Если бы раненый мог видеть его, то едва ли обрадовался. То был не еврей, но самарянин, а между евреями и самарянами была такая вражда, что еврей не принял бы воды из рук самарянина, не вошел бы в его жилище и даже не стал бы с ним разговаривать. Мог ли в таком случае раненый надеяться на милость? Но самарянин сжалился над страдальцем. Он остановился, полил раны больного вином и елеем, чтобы остановить кровь и утишить боль, перевязал раны, посадил его на своего осла, привез в гостиницу и ухаживал за ним, как за родным. На другой день, отправляясь в путь, он дал хозяину денег и сказал: «Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

Окончив эту притчу, Иисус Христос спросил законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближним попавшемуся разбойникам?» Он сказал: «Оказавший ему милость». «Иди, — сказал ему Христос, — и ты поступай так же».

Эти слова Господь еще раз говорит сегодня каждому из нас. Как на путника дорогой напали разбойники, так и с нами на жизненном пути случаются различные беды и напасти. Они так близко, совсем рядом с нами, особенно в наше время открытого, среди белого дня разбоя, преступности, организованной через средства массовой информации, с пропагандой насилия, разврата, грабежа и убийств. Сколько видим мы несчастных людей, раздавленных злом этого мира, лежащих и страдающих на всех перекрестках и дорогах!

Два человека прошли мимо раненого и не помогли ему. Мы тоже бываем подобны этим людям, если равнодушно смотрим на чужое горе. Вот почему для нас в мире становится все больше и больше чужих, и при этом как часто мы бываем исполнены мечтательной любви и пустой восторженности!

А что же самарянин? Он, конечно же, не богослов. Скорее всего, он принадлежит к тем немудрым людям, которым нечем хвалиться, которые очень близки к природе, о которых едва ли скажешь: «Это духовный человек». Это человек простой — быть может, торговец. И вот, этот самарянин увидел человека, лежащего у дороги. Он увидел его, потому что дух его был в постоянной тревоге — как всякий путешественник того времени, он знал, что и ему угрожает та же опасность. В раненом человеке на обочине он узнал самого себя — когда, может быть, в следующий раз его постигнет та же участь.

Чтобы смысл притчи дошел до нас, Христос начинает с самого понятного для нас — с нас самих, чтобы мы могли эту заповедь ощутить, так сказать, кожей своей, осязать ее, прикоснуться к ней ранами своими. Ведь все время мы как бы глядим не туда, и до нас не доходит смысл. «Да, да, нужно любить ближнего», — повторяем мы, но в нас ничего не меняется, сердце остается равнодушным.

Чтобы мы прозрели, Христос внезапно поворачивает острие притчи на нас: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся в руки разбойников?» — «Оказавший ему милость».

Итак, кто наш ближний, которого нужно любить? Для бедного, ограбленного, истерзанного человека это самарянин — самарянин поступает по отношению к нему как ближний. И Христос дает раненому на дороге заповедь любить спасителя-самарянина, любить его, как самого себя. Христос учит любви именно того, кто спасен. Всю жизнь он будет любить того, без которого его не&
nbsp;было бы в живых, никогда не забудет человека, посадившего его на своего осла и направившего по дороге в небесный Иерусалим.

В таком случае кто сегодня наш ближний? Наш ближний тот, кто по воле Божией оказался там, где мы нуждались в помощи, и помог, хотя мы даже об этом и не просили, — помог и ушел, и тотчас об этом забыл. Он как бы дал нам избыток своих жизненных сил, взял на себя заботу о нас в то время и в том месте, где его судьба пересеклась с нашей — в детстве ли, когда мы были смертельно больны, в юности, когда захватывала нас пустота страстей, в старости ли, когда подступала к сердцу оставленность. Он встал рядом, когда, лишенные физических или нравственных сил мы больше не могли позаботиться о себе, не могли помочь себе, напитать себя, поддержать себя или направить на путь истинный. Всякий, кто по-братски взял нас под свою ответственность, пока мы не придем в себя и не пойдем свободно своей дорогой.

Христос говорит в этой притче, что ближний появляется в нашей жизни в тот момент, когда наше одиночество, наше страдание, наша полная незащищенность доходят до невозможности выжить без него. Итак, наш ближний — не тот человек, который только говорит добрые слова, но тот, кто действует в момент беды. Для него естественно так поступать.

Есть, в том числе среди неверующих, такие простые, незаметные люди, которые совершают благороднейшие поступки, не замечая этого, естественно, как бы между прочим. Происходит так потому, что основой человеческой природы, по образу Божию созданной, является добро. Но природа эта изъязвлена греховными ранами. Как мать, проводящая бессонные ночи над постелью больного ребенка, не думает, что она поступает хорошо, так — учит нас Христос — и мы должны делать добро просто, искренне, естественно. Смысл Евангелия не в том, чтобы научить нас совершать благородные поступки, а в том, чтобы добро стало нашим естеством в полноте. Но это может совершаться лишь по мере нашего приобщения ко Христу, по мере исполнения нами воистину нераздельной двуединой заповеди о любви к Богу и ближнему.

Христос — наш самый ближний, Он ближе мне, чем я себе, и Он говорит, что в каждом человеке мы встречаем Его: «То, что вы сделали другому, то сделали Мне», — говорит Он. Для Него нет чужих, и для Церкви нет чужих. Господу всех жалко, все родные Ему, и всех Он хочет сроднить Кровию Своею и Духом Святым. Поэтому в течение всей нашей жизни, посылая скорби и милости, Он учит нас: «Не жалей ничего ради ближнего, и если израсходуешь что больше, Я, когда возвращусь, заплачу тебе». О, как заплатит! Всю Свою любовь, всю Свою благодать даст Он, заплативший Своею Кровью за каждого из нас, за всех, купленных дорогою ценою.

Эта жертва в пути, о которой мы слышали в притче, есть первозданный Адам — весь человеческий род, обманутый и ограбленный сатаной. Как говорит пророк Исаия, от подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места. «Разбойники мя окрадоша», — поем мы постом. Христос — наш Милосердный Самарянин. Он приходит к нам, возливая на наши раны масло и вино — животворящее вино Своей крови и елей благодати Святого Духа. Самарянин дал, не получив ничего взамен, чтобы раненый мог поступить также по отношению к другому.

Острие притчи внезапно обращается на сто восемьдесят градусов. Вот, ты только что лежал поверженный на землю у края дороги. Христос ставит тебя на ноги и дорогу дает, и говорит: «Иди, и ты поступай так же». То, о чем рассказывается в притче, происходило и может произойти с каждым из нас. В ней подчеркивается, как близок нам любой незнакомый, может быть, даже самый презренный в наших глазах человек. Будем же молиться: «Я выжил. Дай мне Бог никогда не забыть, что ближний мой — это любой человек, это тот, без которого меня не было бы в живых. Дай Бог вспомнить об этом, прежде чем потребовалось бы в этом меня убедить еще раз на деле! Прежде чем случилась со мной эта беда. Прежде чем случилась эта беда с другим. Дай Бог мне понять, что ближний мой — это ты, кто бы ты ни был, без которого я не существую».

ruskline.ru