В колыбели Царствия Небесного

На берегах
Галилейского моря

Первая встреча гостей из Российской империи на Святой Земле Русской Духовной миссией официально состоялась в январе 1895 года. Тогда паломники приплывали на пароходах в торговый город Яффа, далее следовали по железной дороге в Иерусалим.

Под иною Луною

Экскурсовод Люба, встретившая могилевских паломников в аэропорту Тель-Авива, и вовсе сообщила, что до революции путешествие в Святую Землю из пределов Белоруссии и обратно занимало три года.
В канун Великого поста из Могилева отправилось в путь 75 человек во главе с пятью священниками Могилевской епархии. Организовывал паломничество настоятель Свято-Покровского храма д. Вейно о. Николай Остапчук. Духовными проводниками для пассажиров одного автобуса стали протоиерей о. Андрей Купцов и настоятель храма из Кричева о. Сергий Коростылев, другого — настоятель Петро-Павловского храма агрогородка Вишов о. Павел Гончарук и настоятель храма в честь иконы Белыничской Божией Матери о. Сергий Маслов.
По сравнению со скоростями XIX века добирались в Израиль быстро: с вечера выехали в киевском направлении, на следующий день, усевшись в самолет, прилетели в Израиль. Первое впечатление от Святой Земли — нереальность происходящего, когда из заснеженного Могилева перенеслись в цветущий теплый край с запахами южной ночи, где даже Луна в небе выглядит иначе — яркая и «звонкая, как бубен».
— Неделю вы проведете в Библии: на многие вещи посмотрите другими глазами. Поймете, почему люди рождались в пещерах и в них же погребались, — просвещала нас экскурсовод по пути в гостиницу города Тверия, в которой предстояло остановиться на два дня. Из гостиничных окон открывался чудный вид на гладь Галилейского моря, которое на самом деле является озером.

В колыбели
Царствия Небесного

В первый день пребывания на побережье Галилейского моря, в окрестностях которого Иисус Христос совершал первые чудеса и где призывал на служение учеников, гид Люба огорошила заявлением:
— Мы находимся в колыбели Царствия Небесного.

Действительно, ощущение детского восторга познания окружающего мира и ничем не омраченной радости бытия переполняло душу. «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное», — сказал Христос (Матф.18.3).

Вдоль автострады цвела желтым маревом горчица, словно ромашки и колокольчики на лесной опушке в Беларуси. Мы зачарованно поворачивали головы налево-направо при виде оливковых и банановых рощ (хотя бананы не считаются деревьями), лимонных и апельсиновых саженцев, увешанных крупными плодами. Оказывается, к каждому дереву подведена своя система полива, без которой на каменистой почве под знойным солнцепеком растениям не выжить. Диковинные кустарники с пурпурными и фиолетовыми соцветиями дополняли пейзаж.
— В мае и следа не останется от цветов, все иссушит жара, — комментировала гид, попутно рассказывая об источниках доходов Израиля: торговле оружием, обработке алмазов. Туризм находится в стране на 168-й строке доходов. Население Израиля разговаривает на 71 языке.
Как губка, впитывали сведения, но драгоценными бусинками блистали среди них впечатления, связанные с земным бытием Христа.

В Назарете, который называют городом Благовещения и местом, где прошло детство Иисуса, находится греко-православная церковь Архангела Гавриила. Возведена она над гротом с источником воды, который был единственным в древнем городе, — в нем Дева Мария могла набирать воду. Считается, что здесь Архангел Гавриил сообщил благую весть о том, что Она станет Матерью Мессии. В память о посещении святого места служитель с арабской внешностью раздавал паломникам бумажные иконки с изображением заветной встречи у родника.Под сводами старого храма у журчащего за решеткою источника наши священники служили молебен.

В городе Кана Галилейская, где Христос совершил первое чудо — превращение на свадьбе воды в вино, когда гости употребили все имевшиеся у хозяев запасы хмельного напитка, в тенистой лавочке нас угощали вином в надежде, что купим товар.

В Табхе,долине на побережье Галилейского моря, где по преданию произошло чудо насыщения Иисусом Христом пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, в храме «Умножение хлебов и рыб» созерцали древние византийские мозаики на полу со свастическим изображением креста, рыбами и корзиной с хлебами. Между прочим, символом первых христиан являлась именно рыба. Храм запомнился обилием живности: во дворе в рукотворном пруду плавают разноцветные рыбы, под сводами летают ласточки, присаживаясь на пути к гнездам на плечи и головы скульптур святых, у стен прохаживаются ласковые кошки.

Любовь бывает разной
Вполне понятен кошачий интерес к посетителям ресторана на берегу Галилейского моря, где людей традиционно потчуют блюдом «рыбка Петра». В библейские времена такую же рыбу вылавливали в озере братья-рыбаки — будущие апостолы Петр и Андрей Первозванный. По словам Христа им предстояло стать ловцами душ человеческих.
На побережье, у кромки воды, находится католический храм во имя апостола Петра, в центре которого помещен огромный камень, называемый в переводе с латинского — Стол Христа. По преданию на нем Господь и Его ученики совершали трапезу.

Мы же совершили молебен в тени деревьев на берегу озера. После него о. Андрей Купцов рассказал интересующимся о последней беседе Спасителя и значении греческого слова «любовь»: «В белорусском языке есть слова „любоў“ и „каханне“, обозначающие одно чувство, но с разными смысловыми оттенками. В греческом языке „филия“ означает любовь к человеку, „агапон“ — любовь к Богу. В Евангелии написано о том, как Христос спросил у Петра, указывая на других учеников:
— Любишь ли ты Меня больше, чем они?
— Господи, Ты знаешь, что филия.
Иисус уточнил во второй раз:
— Любишь Меня как человека?
Петр подтвердил: „Филия“.
И в третий раз переспросил Господь:
— Любишь ли как Бога?
— Агапон, — ответил Симон Петр.
От слова „агапон“ происходит имя Агафья, то есть — любящая Бога».
Каждый может задаться вопросом: какое из упомянутых слов дороже душе? Может, и в Святую Землю, словно путеводная звезда, нас ведет «агапон»…