Проповедь за Литургией на праздник Обрезания Господня. О наречении имени Иисус. О молитве Иисусовой. Протоиерей Артемий Владимиров
Сегодня, в восьмой день после Рождества Господа нашего Иисуса Христа Спаситель, по древнему священному обычаю, приносится в храм Господень и, как осмодневный Младенец, посвящаемый Небесному Отцу, терпит ради нас обрезание плоти, предуказывая пролитие Своей Крови, на крестную, указывая этим на крестную животворящую смерть. Терпит ради нас страдания, являя великое снисхождение, любовь к падшей во грех человеческой природе, очищая ее и освящая. В этот же день свершается наречение праведным Иосифом Богомладенцу священного имени Иисус, имени земного, человеческого, но возвещенного праведнику Ангелом, сшедшим с небес. Это имя усваивается отныне Божественному Лицу Господа Иисуса Христа, соединившему в Себе нам подобную человеческую природу и невидимую Божественную.
Об этом имени в сегодняшний день возвеселились и небо и земля. Чрез призывание с верою этого имени отныне человеческий род должен обрести великое лекарство и снадобие для бессмертного своего духа, для очищения всего естества своего. Об этом имени впоследствии, будут свидетельствовать апостолы, всякое колено подклонится: и небесное, и земное, и даже преисподнее. И нет иного имени, — изречет некогда апостол Петр, — которым надлежало бы спастися человекам под небесами. Сила этого имени, по изъяснению святых отцов в том, что оно относится к Самому Богу Воплощенному. Соединив с этим именем Свое Божественное Лицо, Личность, Господь даровал этому имени воистину божественные свойства относительно врачевания нашей природы. Этим именем Он заповедал призывать нам Его, Спасителя нашего, засвидетельствовав, что Небесный Отец, ради призывания имени Господа Иисуса Христа, обогатит нас всяким даром, и ниспошлет нам всякое благословение, и исполнит всякое благое прошение сердец наших. Вот почему Мать Церковь не пропустила, не оставила без внимания это святое имя, но вознесла его, так сказать, на знамя спасения, призывая всех своих чад благоговеть, трепетать пред этим именем и призывать его во спасение душ и телес наших. Древние учителя жизни во Христе свидетельствовали, что все без исключения христиане, без различия званий и состояний, призваны в течение дня, а, может быть, и ночи, обращаться ко Спасителю, освящая в душе Его святое превожделенное имя. Еще в
В кратких словах, братие и сестры, напомним вам аскетическое учение Православной Церкви о молитве Иисусовой, содержащей в себе имя Господа Иисуса Христа. Видим, что еще святые Апостолы познали силу имени Господа. Святой Апостол Петр некогда на вопрос своего Учителя: «За кого почитаете вы Меня, Сына Человеческого» — ответил: «Ты еси Христос Иисус, Сын Бога Живаго». И в ответ на это исповедание, которое легло в основу молитву Иисусовой, Господь обещал Петру великие милости, сказав, что это правильное исповедание Его, Сына Божия, Богом во плоти, признание, соделает его твердым, как скала, так, что и врата адовы не сумеют поколебать сердце, хотя бы и не безгрешное, но верующее в Господа и призывающее его святое имя. «Если устами, — говорит Апостол Павел, — будешь исповедовать Иисуса Христа, а сердцем веровать в Него, то это делание будет тебе во спасение». И в этих словах мы также видим свидетельство о молитве Иисусовой. Для того пришел Сын Божий в мир, дабы мы имели жизнь вечную чрез веру в Него, чрез призывание имени Его, — свидет
ельствует святой Иоанн Богослов. Итак, все Писание убеждает нас в необходимости, ради нашего спасения, возлюбить это имя и призывать его внимательным умом и трезвящимся чистым сердцем.
Позднейшие наставники благочестия, особенно отечественные — святой епископ Игнатий Кавказский, святитель Феофан Затворник — применительно к нашей немощи разъясняют нам всю пользу молитвы Иисусовой, предупреждая и против возможных ошибок в ее священном делании. Так, святитель Феофан Затворник учит, что самому естеству человеческому принадлежит произволение в призывании имени Иисуса Христа. И тот, кто трудится в этом производстве, молитве Иисусовой, может, еще без явного содействия Святого Духа, немало преуспеть в молитве Иисусовой. От нашего естества зависит, насколько мы прилепляемся умом и сердцем к этому имени, насколько благоговейно произносим его. Впрочем, «лишь Духом Святым, — говорит Писание, — можно призывать имя Господа Иисуса Христа». Это относится к молитве чистой, к молитве, привносящей в нашу душу освящение Божией благодатью. Но даже, если подвижник веры еще не имеет понятия о высших степенях молитвы, борется со страстями и с понуждением себя призывает имя Господа, он не лишается великих милостей Божиих. Неосновательна забота и тревога тех, кто говорит: «Вот я настолько обременен послушаниями и обязанностями, общаюсь среди людей, что призывание мною имени Господа весьма несовершенно. Я часто рассеиваюсь и обнаруживаю все погрешности, которые только относятся до молитвенного делания». Да, мы грешны, мы немощны, но Господь многого не требует от нас. Он видит наши усилия памятовать о Нем, видит, сколь мы искушаемы лукавым духом, и поэтому радуется Божественною радостью, когда замечает в ком из Своих детей стремление призывать Сладчайшее имя Свое. Ради этого имени мы бываем хранимы от умножения грехов. Ради этого имени Господь не попускает боговраждебным помыслам надолго оставаться в нашей грешной душе. Ради этого имени Господь хранит нас от встречи с неблагонамеренными, подчиненными диаволу людьми. Ради этого имени Господь отгоняет самого лукавого духа, упраздняя многие невидимые нашему взору козни, силки, засады, которые он измышляет, желая сбить нас с пути истинного. Ради призывания этого имени освящается и душа и тело даже несовершенного молитвенника, самое пространство вокруг него. Ради этого имени Ангелы Божии охотно вспомоществуют нам в наших трудах, хотя и остаются невидимы для нашего взора.
Впрочем, по учению епископа Феофана Затворника, успех в делании священной молитвы нужно полагать вовсе не в том, чтобы она, часто повторяя себя самое, непрестанно звучала в нашей душе. И многие, особенно в начале
сти отрасли, ветви, которые покрываются листвой и плодами. Цель священного призывания имени Иисуса Христа заключается не столько в непрестанности этого действия, сколько в оживотворении души Божией благодатью. И только в случае, если благодать Божия будет содействовать молитвеннику, в простоте духа, в смирении сердца, в совершенном незлобии, в любви к людям, немало не возносящемуся умом, только если благодать Господня будет содействовать нам, тогда будет подлинный и желаемый нами успех. Заключается он в том, что посредством имени Господа Иисуса Христа, памятуя о Боге,
Если душа претерпит в этом подвиге, то
Попросту сказать, в призывании имени Господа состоит все существо духовной жизни, если только мы понимаем, что от этого цветка должно исходить обязательно благоухание — любви, смирения, кротости, незлобия и чистоты. И безусловно, никакие заботы, никакая обремененность послушаниями, даже жительство в миру посреди шумного города с соблазнами его и прельщениями не мешают христианину единому с единым Богом беседовать и
14 января 2000 г.