Иерусалим – город откровения

Все хорошее рано или поздно заканчивается: подходило к завершению и знакомство могилевских паломников с историческими христианскими святынями Израиля и Палестины. Гид Люба сказала: «Святая Земля незабываема, как первая любовь. Кто хоть раз побывал здесь, тот будет стремиться к новой встрече с нею».

Верность русских монахинь
Впечатлил и рассказ экскурсовода о верности Святой Земле русских монахинь. Монастыри и храмы РПЦ стали появляться здесь в XIX веке, когда архимандрит Антоний (Капустин)скупал в собственность землю через подставных лиц, местных жителей. Когда грянула революция, то буквально через три дня иссяк поток паломников из России, а с ними — и пожертвований. Священники и монахи, чтобы выжить, уезжали и уходили в другие страны.
Только монахини русской Горненской обители в Иерусалиме решили: «Хоть небо упадет на землю — не уйдем». Зиму пережили с Божией помощью.

Весной огород засеяли. Потом живностью обзавелись: на двоих — курочкой, на пятерых — козочкой. Так потихоньку и выживали. Теперь Горненский монастырь, где служат 60 сестер, самый богатый в Иерусалиме.
Второй удар русскому православию в Святой Земле нанес Никита Хрущев знаменитой апельсиновой сделкой. Когда взамен апельсин, поставленных в СССР, предложил 22 объекта церковной недвижимости и земельных участка, принадлежавших до революции России.
На участке земли, приобретенной архимандритом Антонием (Капустиным), в 1870 г. на самой высокой точке горы Елеон был основан русский монастырь Вознесения Господня, колокольню которого называют «русской свечой», как самое высокое церковное здание в Иерусалиме (64 метра).

На древних плитах собора Вознесения Господня, оставшихся от храма ранней постройки, виднеются рыжие пятна, напоминающие о пролитой крови первых христиан, пострадавших за веру. В соборе находится и гробница архимандрита Антония (Капустина). На территории монастыря стоит часовня во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, на месте первого и второго обретения его отсеченной главы. Главная достопримечательность храма — углубление в полу, где по преданию была обнаружена голова Иоанна, спрятанная служанкой. Паломники, становясь на колени, опускали в углубление свои головы, ощущая холод, словно кто­то невидимый проводил по шее ледяной кистью, не только в момент погружения, но и на протяжении некоторого времени спустя.

«Путь страданий»…
Посещение предыдущих святынь явилось прелюдией к прохождению Крестным путем Иисуса Христа от места приговора до Голгофы, где Он нес крест, на котором был распят, и посещению храма Гроба Господня.
С XVI века дорога по древним узким улочкам мусульманского квартала получила название Виа Долороза, или «Путь страданий». Все евангельские события, связанные со страданиями Христа, отмечены храмами, часовнями, мемориальными знаками, символизирующими 14 остановок Крестного пути.

По традиции каждый паломник приобретает свой крест для прохождения дороги. Католики обычно несут впереди процессии один большой крест. Ныне вдоль улочек расположены арабские торговые лавочки. Если идти с молитвою, то никто не осмеливается зазывать в них. Мы шли с молитвою вереницей, а японская группа маршировала парами с громкой песней. По этим же узким улочкам ухитряются ездить автомобили, заставляя пешеходов прижиматься к стенам, что дает возможность плотного соприкосновения с намоленными камнями: в одну из стен вставлен камень, на который опирался рукою Христос.
На Виа Долороза расположено русское Александровское подворье, построенное в XIX веке Российским Палестинским обществом. В результате раскопок, проводимых на этом месте архимандритом Антонием (Капустиным), была обнаружена плита порога Судных врат, через которые осужденных выводили из города на казнь.
На подворье за порогом врат установлен большой камень с крестом, который является частью Голгофы, отколовшейся при землетрясении, произошедшем
во время казни Иисуса. Рядом находится часть древней городской стены с отверстием «игольное ушко», через которое в древности люди заходили в Иерусалим после закрытия на ночь входных ворот. Каждый из могилевских паломников с интересом прощемился через него.

Храм, где «благословенный свет не иссякает»
В храме Гроба Господня, который иначе называют храмом Воскресения Христова, нам посчастливилось побывать дважды. Один раз после прохождения Виа Долороза и во второй, участвуя в ночном воскресном богослужении. Храм, известный примерно с IV века, вмещает около 40 строений, т. е. приделов, принадлежащих шести христианским конфессиям. На его территории находится 16 мест, связанных с Распятием, Погребением и Воскресением. Основные сооружения — храм на Голгофе, часовня Гроба Господня и храм Воскресения.

С VI века ключи от всего строения хранятся в конкретной мусульманской семье, передаваясь по наследству от отца сыну. Ежедневно мусульманин открывает и закрывает врата, на левой створке которых написан арабской вязью текст со словами «где благодать обитает и благословенный свет не иссякает». Нам показали мужчину-­ключника, сидевшего на скамье напротив лестницы с 18 ступенями, ведущей к храму на Голгофе. Место, где стоял Крест с распятым Христом, обозначено серебряным кругом под престолом. За стеклом виден белый камень скалы Голгофы, треснувший при последнем вздохе Иисуса. Его кровь, стекавшая по трещине, омыла первородный грех Адама — в духовном и физическом смысле. Адам был похоронен у подножия горы: при землетрясении камни разверзлись, гробы раскрылись, выкатился череп праотца.

При входе в храм Гроба Господня, напротив дверей, расположен камень помазания — продолговатая плита, облицованная мрамором, на которой тело Христа, снятое с Креста, умащивалось благовониями. Здесь по традиции совершается православный чин Погребения Плащаницы.

Над местом погребения в пещере (Гробом Господним) сооружена кувуклия, т. е. мраморная часовня. Сама пещера состоит из Придела Ангела (в его центре установлена мраморная ваза с частью камня, который Ангел отвалил от дверей Гроба) и помещения в скале длиною два и шириною полтора метра с каменным ложем.

Ежегодно в Великую Субботу в пещере Гроба Господня Патриарх Греческой Православной Церкви молится о ниспослании Благодатного огня, от которого горят зажженные свечи возле входа в кувуклию. Паломники зажигают от них связки из 33 свечей (по количеству лет земной жизни Христа) и здесь же тушат их с помощью специального приспособления.
Напротив кувуклии расположено помещение храма Воскресения Господня, где при входе установлена каменная ваза, называемая «пуп земли» и символизирующая священный центр христианских религий. Здесь паломники из Могилева смогли причаститься второй раз за время путешествия. В просторном храме в ту ночь присутствовало огромное количество людей. Христиане всего мира стремятся сюда, чтобы поклониться Гробу Господню и святому Воскресению Иисуса Христа. Иерусалим называют городом веры, городом откровения: «Под небом голубым есть город золотой…»

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!