КОВЧЕГ С МОЩАМИ СВЯТОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА ПРИБЫЛ В МОГИЛЕВ

В честь 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира ковчег с его святыми мощами прибыл в Могилев

В рамках празднования 1000-летия преставления Крестителя Руси — князя Владимира и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ковчег с мощами Равноапостольного князя Владимира приносится в города России и Беларуси для поклонения верующих. В период с 27 мая по 1 декабря 2015 года Святыню увидят жители 45 городов России и 5 городов Беларуси. Принесение организовано по инициативе Русской Православной Церкви и при поддержке Фонда святителя Василия Великого.

1 июля в  женский монастырь Святителя Николая Чудотворца в Могилеве прибыл ковчег с мощами святого равноапостольного Великого князя Владимира. Встречали святыню Преосвященнейший Софроний, епископ Могилевский и Мстиславский, игумения Ефросиния с сестрами обители, могилевское духовенство и православные паломники.
Святые мощи будут доступны для поклонения до 14.00 часов 4 июля. Во время пребывания мощей монастырь будет открыт для паломников с 8.00 до 22.00

Рекомендуем для просмотра:

Послание Святейшего Патриарха Кирилла в связи с 1000-летием преставления святого равноапостольного великого князя Владимира

Видео: Святейший Патриарх Кирилл о великой миссии Святого Князя Владимира

Наследие Князя Владимира

Князь Владимир — один из самых почитаемых в православии Святых. Его личность имеет для современной России судьбоносное значение. Он не только стоял у истоков христианства на Руси, но и воплотил те черты идеального и мудрого правителя, которые прошли сквозь всю отечественную историю.
Принесение мощей великого князя будет приурочено к тысячелетию его преставления, широко отмечаемому в этом году. Это первое масштабное Принесение мощей великого князя с момента их обретения в XVII веке.
Напомним, князь Владимир был погребен 15 июля 1015 года в мраморном саркофаге под сводами Десятинной церкви в Киеве. В последствии Десятинная церковь была разрушена, а саркофаг с останками князя долгое время пребывал под руинами до тех пор, пока в 1635 году по указанию митрополита Киевского и Галицкого Петра (Могила) руины не были разобраны и погребение не было обнаружено. Тогда часть мощей великого князя была передана в Москву царю Михаилу Федоровичу, где они находились в Успенском соборе Московского Кремля. В советский период и до недавнего времени святыня хранилась в фондах Музеев Московского Кремля. В 2010 году мощи в оригинальном ковчеге были торжественно переданы Русской Православной Церкви Президентом России и размещены в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве.
С тех пор мощи были доступны для поклонения, но только для москвичей и гостей города. Предстоящее Принесение позволит увидеть великую святыню тысячам россиян по всей стране, а также жителям Белоруссии. Беспрецедентная по своим масштабам акция начнется 27 мая в Туле и завершится 1 декабря в Калининграде. В общей сложности будут охвачены 45 городов России, в том числе отдаленных северных регионов, и 5 городов Белоруссии.

Судьба честных останков Св. Равноапостольного князя Владимира

Жизненный путь Святого Равноапостольного князя Владимира завершился 15 июля 1015 г. в Берестове. На следующий день «възложьше и на сани везъше поставиша и въ стеи Бцы юже бе създалъ самъ… и вложиша и в корсту мороморяну схр
аниша тело его с плачем блжнаго князя». Таким образом, мы узнаем, что упокоился он под сводами Десятинной церкви в Киеве, где тело его было положено в мраморный саркофаг. Точнее — в один из двух мраморных саркофагов, которые видели во время захвата Киева воины Болеслава Храброго в 1018 г. Во втором саркофаге почивали останки его жены, великой княгини Анны Византийской, умершей несколькими годами ранее. Как писал немецкий хронист Титмар Мерзебургский, «Он умер, будучи уже в немощной старости и долго правив упомянутым королевством, и похоронен в большом городе Киеве… рядом с упомянутой своей супругой; саркофаги их стоят на виду посреди храма». Это ценнейшее сообщение позволяет утверждать, что Владимир Святой был похоронен точно так же как и его сын Ярослав Мудрый в Софийском соборе сорока годами позднее, то есть в каменном гробе, стоящем «над спудом».
Считается, что со времен монгольского нашествия и разгрома Киева в 1240 г. все погребения Десятинного храма находились под его руинами, которые только в 1635 г. митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила) «приказал… выкопать из мрака подземного и открыть к свету дневному». В ходе этих работ, уже в следующем году, он приказал разрыть одно из углублений (провал?), в котором открылись два мраморных саркофага. Один из них был идентифицирован как гроб Св. Равноапостольного князя, из которого митрополит Петр изъял главу. В конце XVIII в. Самуил Миславский повествует о ней так: «Обретенная в церкве десятинной Преосвященным Митрополитом Киевским Петром Могилою 1636 году, следующим случаем; имея помянутый Митрополит обыкновение посещать святые храмы каждую субботу, в некое время пошел он в церковь Святителя Николая, оставшуюся по разорении батыевом от великия называемыя десятинныя церкви, где отправив обычную свою молитву, и по выходе из оной обозревая окружности ея, увидел нечаянно в недальнем расстоянии от оной церкви небольшую в земле яму, и любопытствуя приказал глубше оное место разрыть. По исполнении сего найдены два мраморные гробы, в которых, по свидетельству положенных на них надписей лежали кости святаго Князя Владимира, и супруги его Греческия Царевны Анны. По открытии гроба св. Владимира помянутый Митрополит взял в воспоминание будущим родам Великого онаго Князя главу, которую сперва положил в церкве Преображения Господня, им же Св. Владимиром по свидетельству Летописцев сооруженной, состоящей ныне внутрь крепости печерской, близ северных врат Лаврских. По том того же года для безопаснейшего ея хранения положил в великой Киевопечерской церкве где и по ныне сие дражайшее хранится сокровище». То же самое можно прочесть и в статье 1825 г., повествующей о первых археологических раскопках Десятинного храма.
В Киевском Синопсисе 1680 г. читаем: «Глава его ныне в святой великой чудотворной Лавре Печерской Киевской предлагаема в велицей Успения пресвятые Богородицы церкве бывает в день памяти его всем и в прочие дни, егда кто желает, к лобзанию» .
Через столетие глава Владимира Святого также находилась в Успенском соборе, как об этом свидетельствует всё тот же Самуил Миславский: «О Мощах святых в Лавре, в соборной церкве обретающихся… Глава святаго равноапостольного Князя Владимира».
В конце XIX в. глава Св. князя Владимира находилась в специальной раке и над ней располагалась живописная икона, его изображающая «греческого стиля, на кипарисе». В настоящее время судьба честной главы (черепа) Владимира Святого, найденной митрополитом Петром, доподлинно неизвестна. Сведения о её передаче в советское время в Ленинград для антропологической экспертизы, скорее всего, не верны.
Каменные саркофаги Десятинного Богородичного храма обнаруживались практически при всех археологических раскопках его руин — и в 1824-м, и в 1826-м, и 1908-м и в 1918-м гг. (исключением являются исследования 1938—1939 гг. и новейшие раскопки 2005—2010 гг.). Находились среди них и те, что идентифицировались авторами раскопок с погребением Владимира Святого. Однако позднейшие находки, судя по сохранившимся описаниям, не могут претендовать на места упокоения Равноапостольного князя. Толь
ко свидетельство середины XVIII в., когда в ходе строительных работ, инициированных княгиней Долгорукой, были случайно открыты два саркофага в юго-западной части развалин храма, может быть соотнесено с тем, что увидел и митрополит Петр в 1636 г. Изучением вопроса о мраморных саркофагах Десятинной церкви много занимался М. К. Каргер, склонившийся к тому, что к XIX веку саркофаги князя Владимира и царевны Анны были уже разрушены.
В 1640 г. митрополит Петр отправил в Москву к Михаилу Федоровичу своих посланников, «уведомляя об открытии мощей святого князя Владимира в Десятинной церкви и посылая царю часть от этих мощей и два резных креста собственного рукоделия, усердно молил его устроить раку для новооткрытых мощей, которые предполагал перенести после Пасхи из Десятинной церкви в Софийский собор…». Часть честных мощей Владимира Святого, переданная в дар русскому царю Михаилу, упоминается в описях Образной палаты Московского кремля 1669 г. и кремлевского Успенского собора 1701 г., где она и почиталась вплоть до 1918 г. В 1893 г. контекст её почитания описывался так: «В Петропавловском приделе находятся в особых ковчегах разные частицы святых мощей, как то: правая рука и локоть апостола Андрея Первозванного, глава Григория Богослова, глава Иоанна Златоуста, глава мученика Авксентия, части мощей Иоанна Крестителя, Георгия Великомученика, князя Владимира, часть мощей Преподобного Сергия и проч.» и в подстрочнике: «Все эти мощи находятся в противоположной от мощей св. Петра стене в нарочно для них сделанной раке». К сожалению, в подробнейшем описании Успенского собора А. Ф. Малиновского, относящемся к началу XIX века, где также перечислено большинство этих святынь, сказано лаконично «…и некоторых российских святых», без специального указания на частицу мощей Владимира Святого.
Весь советский период и до недавнего времени святыня хранилась в фондах Музеев Московского Кремля. В 2010 г. мощи в оригинальном ковчежце были торжественно переданы в Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве.

Д. В. Пежемский