Наследие Князя Владимира


Креститель, Святой, Великий, Красное Солнышко — такими эпитетами наградили летописцы и народ князя Владимира Святославича, правившего сначала в Новгороде, а с 978 по 1015 год в Киеве. День его памяти отмечается 15 июля. Так уж повелось, что точной даты рождения многих деятелей нашей ранней истории мы не знаем. Зато время их смерти в летописях зафиксировано. И в этом году как раз исполняется 1000 лет с того часа, как в селе Берестове скончался креститель Руси. В ближайшие дни Беларусь посетит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Будет доставлен на белорусскую землю и ковчег с частицей мощей Святого и Равноапостольного князя — хороший повод вспомнить, какой же след он оставил в нашей истории.

Черная легенда

Последнюю четверть века некоторые публицисты и даже отдельные историки пытались прочно увязать имя Святого Владимира исключительно с драматической судьбой Рогнеды, ее отца Рогволода и братьев, очернив память о великом князе. На создание и «раскрутку» такого негативного образа были затрачены серьезные усилия. Но сюжет, связанный с несчастной Рогнедой, относится к дохристианскому периоду жизни Владимира. И в церковной традиции эта часть его биографии вовсе не идеализируется, а, наоборот, подчеркивается, что великий князь, приняв крещение, преобразился и как бы стал другим человеком. Влияние же князя Владимира на всю историю восточных славян, естественно, не ограничивается его отношениями с Рогнедой. Само по себе оно просто колоссально. И вот почему.

Великая держава

Ее можно называть по-разному: Киевская Русь, Древняя Русь, империя Рюриковичей. Но одно бесспорно — именно Владимир добыл для этой державы славу и сделал поистине великой. Большая часть современной территории Беларуси на протяжении всего периода существования этого могучего государства, вплоть до середины XII века, входила в его состав. Историки спорят лишь о статусе Полоцкой земли. Но и Полоцк при всей своей самостоятельности всегда оставался в ареоле единой Русской державы. В Полоцке никогда не оспаривали авторитет митрополита Киевского. Нам ничего не известно даже о попытках создать какую-то собственную, независимую церковную организацию. Вся политическая активность полоцких князей была сосредоточена исключительно в границах Руси. В источниках не найдено сведений о каких-либо посольствах, направляемых полоцкими князьями к иностранным монархам вплоть до XII века. Показательно, что сам Владимир чеканил златники, а также, как впоследствии и его сыновья Святополк и Ярослав, сребреники — не просто монеты, а как бы зримые знаки своего правления. Никто из других русских князей не осмеливался решиться на такой поступок. На берегах Западной Двины в ходу были все те же гривны, куны и ногаты — денежное обращение в Древней Руси развивалось по одним правилам. Великий князь Владимир стал рассаживать своих сыновей на княжения по разным городам. Как известно, Изяславу достался Полоцк. Это стало началом существования разветвленной и многочисленной династии Рюриковичей, уходящей корнями к легендарному основателю в IX век. Изяславичи, правившие в Полоцкой земле, представляли особую ветвь этой общерусской династии. Для киевлян, восставших в 1068 году и «посадивших на стол» пленного полоцкого князя Всеслава, он был своим русским человеком, а не каким-то чужаком. Автор «Слова о полку Игореве» пишет о Всеславе как о таком же русском князе, что и правители Владимира или Галича. Позже, в XIII веке, был как бы перекинут династический мостик от Древней Руси в новую эпоху. Князь Александр, прозванный Невским, женился на Александре, дочери полоцкого князя Брячислава. От это брака родился Даниил, ставший первым князем Москвы. Таким образом, полоцкая княжна является прародительницей могущественного рода московских владетелей — собирателей русских земель. Кстати, по церковному преданию именно князь Александр, одержавший победу на Неве как раз 15 июля, и установил почитание своего святого предка — Владимира Крестителя. Белорусы и спустя много столетий воспринимали наследие Киевской Руси как неотъемлемую часть сво
ей истории. Вот что, например, писал в начале XVII века могилевчанин Фома Иевлевич, выпускник Краковского университета: Если захочешь взглянуть на древние деяния своих предков, То увидишь, что владели они большей частью мира: От замерзающего моря до берега Адриатического Простирались владения именитого народа Славянского. Ибо и первая Россия, стопами своих предков Следуя прославилась благородными делами: Бодростью сердца, благодатным огнем набожности, Была образцом согласия, любви и дружбы вечной. Он восхищался столицей той первой Руси: Когда город Киев семь миль в округе имел, Пятьсот церквей в нем службу служили, Которые не только внутри серебром и золотом наполнены были, Но и внешним убранством светили; Также больше ста монастырей Удивительный город дорогим одеянием украшали. С горечью Фома Иевлевич сравнивал те славные времена с окружавшей его действительностью Речи Посполитой: Не судите и Галич по виду теперешнему, Потому что лишь тень от былой красоты осталась; Не судите и других городов, Русью основанных, Ныне из-за вас, потомков, распыленных.

Древнерусский народ

Говорят, что в днепровскую купель вступили разные восточнославянские племена, а вышел единый русский народ. Или древнерусский, если употреблять современные термины. Именно при великом князе Владимире произошло объединение различных племен в этно-политическую общность. Племенные названия, правда, еще некоторое время сохранялись, но в начале XII века вовсе исчезают. Отныне и на долгие столетия все земли, некогда подвластные великому князю Владимиру, называются Русской землей, а ее жители «русскими людьми», «русскими сынами», просто «русью». В «Слове о полку Игореве» употребляется этноним «русич», а в «Русской правде» и договорах с Византией — «русин».

Известный белорусский археолог и историк Эдуард Загорульский так обобщил опыт научных изысканий нескольких поколений исследователей: «Археологи, располагающие колоссальным материалом, полученным в раскопках поселений и могильников, за редким исключением, не в состоянии определить место изготовления конкретных предметов. Порой создается впечатление, что все они изготовлены одним мастером. Поразительно, но факт, что на огромных пространствах Руси, включая ее западные земли, мы видим одну — яркую и многоликую, но одну! — древнерусскую культуру». И совсем не случайно в начале XVI века австрийский дипломат Сигизмунд Гербершетйн, описывая границы «Руссии», почти точно проводит их по межам державы Владимира и его сына Ярослава. Свою культурную близость и белорусы, и украинцы, и великороссы будут осознавать на протяжении всего сложного исторического пути. Выдающийся отечественный ученый Михаил Коялович представлял историю нашей страны как «непрерывную борьбу белорусов за свою русскость», понимая последнюю в самом широком цивилизационном смысле.

Церковь

Крещение Руси как бы преобразовало все основы жизни нашего народа. Тогда возник и совершенно новый для восточных славян институт — Церковь. Начиная с 988 года Русская Церковь неизменно сохраняла единство. Правда, литовские князья пытались внести раскол в церковную жизнь. Трижды такие попытки были удачны, но недолговечны: в 1315, 1352 и 1415 годах. При этом на церковных иерархов оказывалось прямое давление. Князь Витовт, раздраженный нежеланием епископов ставить митрополита по его прихоти, прикрикнул: «аще не поставите ми митрополита в моей земли на Киев, то зле умрете». Только в 1458 году произошло разделение Русской Церкви на Киевско-Литовскую и Московскую митрополии. Православной Церкви ВКЛ это не принесло ничего, кроме упадка.

Несмотря на старания меценатов, таких как князья Олельковичи и Острожские, Церковь утрачивала свои позиции. А в 1596 году и вовсе была введена уния, положившая начало невиданному ранее расколу в обществе и длительному религиозному конфликту. Но в 1668 — 1688 годах церковное единство восстановилось под омофором Патриарха Московского и всея России и всех северных стран, а в 1839 году была ликвидирована уния. Даже в период вынужденного разделения православные осознавали единство своей Церкви. В XVII веке жил один из последних и с
амых ярких представителей старобелорусской словесности — Афанасий Филиппович, прославленный за свою жизнь и мученическую смерть как святой. Ключевым моментом его «Диариуша» стало явление в мае 1637 года Богородицы, которая сказал буквально следующее: «Царь московский построит Мне церковь, иди к нему!» Именно Русская Церковь, основанная при Владимире Святом, в значительной мере оберегала и продолжает оберегать единство всех восточнославянских народов, связывая духовно русских, белорусов и украинцев.

Кириллица

Древнейший памятник нашей письменности — печать полоцкого князя Изяслава, найденная в 1954 году в Новгороде. На ней изображен трезубец с крестом — общий герб Рюриковичей и надпись «Изас[лав]ос», а на оборотной стороне — «Град [ПЛТСК]». Сам владелец печати скончался в 1001 году, еще при жизни своего отца — великого князя Владимира. Именно Крещение открыло эпоху широкого распространения письменности на Руси, а с ней и кириллицы — нашего общего культурного кода. Кирилличными буквами писали и церковную литературу, и летописи, вели обычную бытовую и деловую переписку. Археологи открывают все новые берестяные грамоты — удивительные свидетельства широкой грамотности в ту далекую эпоху. Со временем в разных землях Руси начертание кириллицы приобрело своеобразие, но она подчеркивала их языковую и культурную общность. На кирилличной графике основан шрифт Франциска Скорины. Лишь в XVI веке на наших землях одновременно с полонизацией начинает появляться латиница. Это совпало с упадком старобелорусской культуры. Укоренение латиницы явилось как бы признаком зависимости шляхты и части мещан от польской культуры. Уже в XIX — XX веках деятели белорусского национального Возрождения абсолютно добровольно решили отказаться от латиницы и вернуться к кириллице как символу преемственности нашей древней культуры. Конечно, после всех перечисленных фактов можно возмущенно воскликнуть: где же все это единство теперь? Мол, Посмотрите, что творится на Украине! Все так. Но подобные неустройства и междоусобицы не раз приходили на нашу землю. Бывали они и во времена великого князя Владимира, и при его наследниках, и при следующих правителях. Поэт Николай Гусовский, творивший в XVI веке, гневно писал: Междоусобные войны и братоубийства — Все их занятия и увеселенья для духа. Воины гибнут с обеих сторон в этих распрях. Что для князей наша кровь, наши слезы и горе? История показала, что любые междоусобицы — лишь временные поветрия, испытания, преодолеть которые белорусы, русские и украинцы могут только сообща. У нас есть свои национальные государства, мы дорожим независимостью и суверенитетом. Но разве нужно при этом отказываться от уникального и общего для нас духовного наследия Древней Руси, тесно связанного с именем Владимира Крестителя?

Вадим Гигин