Т.Господарева: О инновационном проекте «Модель формирования читательской культуры учащихся», который базируется на тесном сотрудничестве с Белорусской Православной Церковью.

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970–1980 годы возник и разделялся миф о СССР как о самой «читающей стране мира». Высокий престиж чтения в обществе, собирательство книг, создание своих домашних библиотек — всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились. В наш век научно- технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.
В ряде стран 8 сентября проводится Международный день грамотности. Этот праздник был объявлен ЮНЕСКО более 40 лет назад, но особенно активно он отмечается в последние 10–15 лет. В этот период во многих странах мира в первую неделю сентября открываются книжные выставки и ярмарки, проводятся конференции, конкурсы, викторины и различные акции, привлекающие внимание к чтению, которое лежит в основе получения знаний и становления личности. Осознание важности поддержки чтения стало предметом заботы государства и общества во многих странах мира.
Актуальна эта проблема и для нашего общества, особенно для системы образования. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО. Но при этом теряется интерес к книге — нравственному источнику. Ребенок может получить информацию через телевизор, компьютеры, радио, беседуя со сверстниками и т. д. А главным доступным источником информации, которая нравственно и духовно обогащает человека, была, есть и должна быть КНИГА.
В современных условиях основной задачей общества становится формирование коммуникативно-компетентной личности, способной адекватно взаимодействовать (вербально, невербально) с другими людьми на основе понимания.
В связи с этим особое значение в системе образования приобретает проблема отсутствия у школьников интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низкий уровень читательского восприятия, речевой грамотности, коммуникативной культуры.
Новизна данного инновационного проекта заключается в формировании нового подхода к проблемам развития личности школьника и его читательской и информационной культуры при помощи книги и чтения, социализации детей в условиях сельской местности с привлечением образовательного и воспитательного ресурса школы и школьной библиотеки, которая является социокультурным центром села, а также использование возможностей социального партнерства для развития и удовлетворения информационно-образовательных потребностей школьников.
Предполагается, что в ходе реализации проекта в школе будет создана система учебно-воспитательной работы, которая станет основой формирования определенных умений и навыков, необходимых для развития полноценной гармоничной личности современного школьника, приобщит их к культуре чтения, сформирует понятие ценности книги и обогатит духовно-нравственными ценностями.
Причины, побудившие реализацию данного проекта:
— усиление влияния средств массовой информации: чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
— отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников;
— недостаточная адаптация учебного материала (проблема соотношения программного материала и интересов учащихся, их возрастных запросов);
— сокращение чтения в свободное время и изменение характера чтения;
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
— изменение позиции взрослого (родителя) к совместной читательской деятельности с детьми.
Целью данного проекта является разработка и реализация модели формирования читательской культуры учащихся в современных социокультурных условиях, в основе которой лежит создание положительного отношения
к книге, как к источнику духовно-нравственных ценностей, образцу литературной речи.
Для достижения этой цели работа строится по следующим направлениям:
создание команды творчески работающих классных руководителей и учителей-предметников;
организация методической работы по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и в первую очередь филологов;
создание эффективного психолого-педагогического сопровождения;
формирование читательской культуры учащихся на уроках языка литературы и во внеклассной деятельности;
развитие творческих способностей учащихся;
вовлечение родителей в работу по формированию читательской культуры не только учащихся, но и их самих.
Задачи:
 изучение литературы и передового опыта работы по воспитанию и формированию читательской культуры учащихся в современных социокультурных условиях;
 повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров в рамках инновационного проекта;
 определение основных составляющих содержания процесса воспитания и формирования читательской культуры учащихся в современных социокультурных условиях;
 разработка научно-методического обеспечения по проблеме формирования читательской культуры учащихся;
 диагностика сформированности читательской культуры учащихся;
 повышение уровня читательской культуры учащихся и развитие их творческих способностей;
 привлечение родителей в реализацию данного проекта, повышение их читательской культуры;
 организация социального партнёрства в рамках формирования читательской культуры учащихся;
 анализ результатов, обобщение и разработка рекомендаций по инновационному проекту.

Формы реализации:

  • использование уроков литературы для формирования культуры чтения учащихся и воспитания духовно-нравственной личности;
  • организация факультативных занятий и кружков с целью повышения уровня читательской культуры;
  • проведение читательских конференций;
  • сотрудничество со школьной библиотекой и другими социальными институтами с целью популяризации книги;
  • проведение конкурсов чтецов, рисунков к произведениям, литературных интеллектуально-познавательных викторин, игр, турниров;
  • организация литературных экскурсий;
  • вовлечение родителей в работу по формированию читательской культуры.

Положительной динамике повышения уровня читательской культуры учащихся, формированию морально-нравственных качеств и духовных ценностей, развитию творческих способностей содействовали уроки и внеклассные мероприятия, проводимые учителями-инноваторами.
Уроки русской и белорусской литературы предусматривали изучение программных произведений с точки зрения духовного, православного воспитания. Основное требование — показать на примере литературного произведения законы жизни христианина, научить жить по заповедям Божьим. Особое внимание уделялось произведениям, где отражаются библейские заповеди, где говорится о человеческих грехах. Во многих произведениях школьной программы раскрывается тема любви и почитания родителей. В современном обществе эта тема очень актуальна и важна, поэтому она стала одной из ведущих при изучении программых произведений. И как итог проделанной работы стало «Письмо в конверте», в котором ребята просили прощение у своих родителей за те поступки и проступки, которыми могли огорчить своих родителей.
Сквозная тема уроков по изучению многих произведений русской и белорусской литературы — » Жизнь даётся на добрые дела». Целью работы стало воспитание у учащихся таких моральных качеств, как сочувствие, уважение, ответственность за своих поступки перед людьми и Богом, терпение, умение просить прощение, доброта, любовь к ближнему.
Главное требование к анализу произведения — найти правильный выход, а не осуждать человека, ведь в Библии говорится: » Не суди, да не судим будешь».
Большую помощь в организации работы по изучению программных произведений и сопоставлению их с Библией оказали книги С.В Мандрик и А. О. Горанского «Библия как памятник культуры», Л. А. Кушнерёвой «Библейские образы и мот
ивы в школьном курсе русской литературе».
Формированию духовных ценностей учащихся, а также обогащению знаний о православной культуре и историй Правосланой Церкви способствовали многочисленные внеклассные и общешкольные мероприятия.
Литературно-музыкальные композиции «Евфросиния Полоцкая — святая заступница Беларуси», «Святая праведная София Слуцкая», «Всемилостивый целитель Пантелеймон», «Мы славим Рождество», » Праздник праздников -Пасха» вызвали неподдельный интерес учащихся к истории Православной Церкви, к изучению жизни и просветительского подвига святых белорусской земли. Эти литературно-музыкальные композиции были поставлены не только на школьной сцене, но и в Зарестянском социальном приюте, в Могилевской областной специализированной школе, Рестянском доме-интернате для инвалидов и престарелых, Могилевском районном доме-интернате для психоневрологических больных, для осужденных и работников исправительного учреждения ИК-15 г. Могилева, для учащихся школ Могилевского района. Опыт проведения таких мероприятий был представлен на Рождественском православном фестивале в г. Приозерске Ленинградской области (РФ), на Пасхальном фестивале «Праздник праздников, торжество из торжеств»(с. Пригорское Смоленской области, РФ).
Благотворительные Покровская и Пасхальные ярмарки формируют у ребят такие качества, как умение поделиться с ближним, осознание своей нужности (необходимости) другому человеку. Умению поделиться, отдать и не потребовать ничего взамен учит и Библия.
Традиционным становится мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры. На этом празднике ребята узнают о подвиге святых Кирилла и Мефодия, читают стихи, делают постановки. Но главное, на этом празднике лучший ученик первого класса получает букварь Тихомирова, который был издан более ста лет назад.
Осенний литературный бал — один из любимых школьных праздников у ребят старших классов. «Пушкинский бал» и «Гусарский бал, посвящённый 200-летию войны 1812 года» вызывают чувство гордости за свою страну, за великих людей, прославивших её. Эти балы проходят в рамках программы «Семья. Единение. Отечество». «Гусарский бал, посвящённый 200-летию войны 1812 года» отмечен Дипломом 3 степени в областном этапе XV выставки научно-методической литературы и педагогического опыта «Я — грамадзянін Беларусі».
Интерактивные уроки «Путешествие по страницам книг Бориса Ганаго» «Волшебный мир сказок Пушкина», творческий семинар «Журналист и книга» (встреча учащихся с редакторами и работниками газеты «Приднепровская нива» и др.), конкурс сочинений «Листая прошлого страницы» (победа на республиканском этапе), были направлены на формирование активной познавательной направленности учащихся, на чтение книги, положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению и литературному герою в частности.
Важным звеном по формированию читательской культуры являются поэтические вечера и конкурсы, которые проходят в школе. Конкур чтецов «Самое важное в жизни» был посвящён творчеству классика белорусской литературы М.Танку. Ребята читали стихи, в которых поэт обращается к вечным ценностям: добру и злу, ответственности за свои поступки, верности, правде.
Формированию культурных ценностей белорусского народа содействуют мероприятия в школьном музее «Зажжём звезду памяти», «У святых истоков», «Семейные традиции белорусов». Они учат родителей и детей ценить семью, уважать и почитать родителей, сохранять семейные традиции празднования православных праздников.
Немаловажным направлением в работе по формированию духовно-нравственных ценностей являются экскурсии по святым местам. Учащиеся нашей школы уже не один раз посетили Киев и Полоцк, были в Смоленске и Мстиславле, в Пустынках и Барколабово.
Данная научно-практическая конференция позволила педагогам-инноваторам обменяться опытом, поделиться своими идеями. И ёще раз показала важность сотрудничества Белорусской Православной Церкви и Министерства образования. Только в тесном сотрудничестве можно добиться многого в духовно-н
равственном
воспитании современного школьника.

Господарёва Т.В.,
учитель белорусского языка и литературы
ГУО «Кадинская средняя школа»