25-ЛЕТИЕ КАМЕРНОГО ХОРА МОГИЛЕВСКОЙ КАПЕЛЛЫ

В рамках празднования 25-летия камерного хора Могилевской городской капеллы состоялся концерт духовной музыки, посвященный памяти архиепископа Георгия Конисского Концерт духовной музыки, посвященный памяти архиепископа Георгия Конисского, состоялся 25 ноября в Могилевском областном художественном музее им. Масленикова. Мероприятие прошло в рамках празднования 25-летия камерного хора Могилевской городской капеллы(худ. руководитель и дирижер Сергей Лищенко). Лучших артистов коллектива наградили почетными грамотами облисполкома, горисполкома, а также нагрудным знаком Министерства культуры РБ «За вклад в развитие культуры Беларуси». Епископ Могилевский и Мстиславский Софроний направил Сергею Юрьевичу Лищенко свое поздравление, которое было торжественно зачитано протоиереем Андреем Купцовым и протоиереем Сергием Белоусом, присутствовавшими на концерте.

«Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева)

Что такое «Страсти»? Слово «страсти» означает страдание, мука, душевная скорбь, а также сознательное принятие на себя мученичества.
В духовной музыке — это оратория на евангельский сюжет о последних днях земной жизни Иисуса Христа. В зависимости от того, откуда заимствована эта история, рассказанная четырьмя апостолами — теми, кто был близок к Христу, Страсти называются «по Матфею», «по Луке», «по Марку», «по Иоанну».
Возникновение «Страстей» как духовного жанра восходит к IV веку, когда церковь ввела чтение на латинском языке соответствующих глав евангелия в страстную пятницу. Это было получтение-полупение. Со временем в псалмодии усилилось музыкальное начало, стали распределяться «роли» действующих лиц рассказа между исполнителями — церковными священниками. Начиная с XVI века, распространяются также внецерковные исполнения «Страстей» с участием ремесленников, студентов, школяров, странствующих монахов (вагабундов). Позднее музыка «Страстей» развивалась во взаимосвязи церковных традиций с внецерковными. Стало подчеркиваться не столько обрядовое значение евангельской истории, сколько её глубоко человечная суть. В XVI веке в результате реформы Лютера возникают протестантские «Страсти». Введение немецкого языка, протестантского хорала, а затем и допущение инструментального сопровождения видоизменяют характер «Страстей», их музыкальную трактовку. В XVII веке постепенно подготавливается, а в XVIII веке утверждается тип ораториальных «Страстей» в виде ораторий, которые исполнялись также и вне церкви.
«Страсти» получили на протяжении столетий различное воплощение в музыке. Музыкальная история знает множество выдающихся произведений этого жанра — Баха, Шютца, Лассо, Обрехта и других композиторов. В XX веке возрождается интерес к созданию «Страстей» в ином, более свободном толковании.
В 2007 году в Большом зале Московской консерватории состоялась премьера «Страстей по Матфею» Илариона, тогда — епископа, ныне — митрополита Волоколамского. Впервые в истории музыки Страсти прозвучали на русском языке на канонический текст Евангелия от Матфея и богослужебные тексты Православной Церкви. Оратория написана для исполнения во время духовного концерта. По словам митрополита Илариона, «идея заключалась в том, чтобы атмосферу храма, атмосферу богослужений Страстной седмицы перенести на сцену концертного зала, дать людям, которые не ходят регулярно в церковь, возможность почувствовать эту атмосферу, приобщиться к ней. Дать церковным людям, которые регулярно ходят в церковь, но, может быть, не очень хорошо знают богослужение Страстной седмицы, возможность пережить на каком-то новом уровне эти тексты и самое главное — пережить историю Страстей Христовых».
Особенностью музыки «Страстей по Матфею» Илариона является синтез русского церковного мелоса, традиций музыки православной церкви и стилистики,
приёмов европейской барочной музыки. При этом от всех других произведений этого жанра «Страсти по Матфею» Иллариона отличаются подлинно православным пониманием Страстей Спасителя: в музыке нет изобразительности, театральности, «страдания» потрясают не описанием физических мук, а внутренним состоянием, душевным напряжением, духовным смыслом. Произведение отличается высоким музыкальным мастерством, силой эмоционального накала, духовной глубиной.

В произведении 4 части: «Тайная вечеря»
«Суд»
«Распятие»
«Погребение»
Канва рассказа евангелиста следующая:
Иисус предрекает, что будет вскоре распят. Иуда — один из его 12 ближайших учеников — за 30 серебренников соглашается предать учителя.
Вечером в последний раз Иисус находится в кругу своих учеников. Трапеза именуется «Тайной вечерей». Иисус говорит, что один из учеников предаст его, он также предсказывает отречение Петра.
Поздно вечером Иисус отправляется с учениками на гору Елеонскую, у подножия которой расположен Гефсиманский сад. Там он молится в предчувствии близкого конца. Ночью Иисус пленён: Иуда приводит в Гефсиманский сад стражников — они должны схватить того, кого он поцелует.
Ранним утром. На судилище лжесвидетели оклеветали Иисуса. Пилат (римский наместник) склонен его помиловать, но толпа, подстрекаемая первосвященниками, требует казни Иисуса. Его осуждают и бичуют.
В полдень. Шествие с крестом на Голгофу («Лысую гору»), где на лобном месте Иисуса распяли. Землетрясение. Плач Богородицы.
Под вечер: страдания и смерть Христа. Вечером погребение Христа. Стража у гроба. Надежда на воскресение Христа.

Исполнители: солисты — Анастасия Колесникова
Мария Селезнёва
Юлия Мельникова
Вячеслав Рачиков
Партия евангелиста — Ринат Миникаев
Хор, оркестр Могилевской городской капеллы.
Дирижёр — Сергей Лищенко.

Лектор-музыковед капеллы — Ольга Морозова.